Одним из главных итогов Июльской революции 1830 года была смена французского монарха. Новый король Луи Филипп, пришедший теперь к власти, был очень отдаленным родственником низложенного революцией Карла X. Их деды были правнуками Людовика XIII. Новый король был потомком регента Франции в малолетство Людовика XV, а его отец – одним из участников Великой революции 1789 г., принявшим имя «гражданина Равенство» (Филиппа Эгалите) и подававшим голос за казнь Людовика XVI. В юных годах будущий Людовик-Филипп сам называл себя тем же республиканским именем, посещал якобинский клуб и участвовал в войне за свободу Франции, пока не бежал вместе с генералом Дюмурье после одной проигранной им битвы. До возвращения с Бурбонами во Францию ему нередко приходилось бедствовать, перебиваясь уроками или перепиской, и только брак с дочерью сицилийского короля поправил его обстоятельства.

Луи Филипп

Луи Филипп, французский король 1830-1848. Художник Ф. К. Винтерхальтер, 1839

 

В эпоху реставрации принц Луи Филипп держал себя далеко от двора и ультрароялистов, и многие тайные общества эпохи видели в нем подходящего кандидата на престол. Очень неглупый и довольно образованный, но вместе с тем упрямый, хитрый и любостяжательный, Луи Филипп после Июльской революции ловко лавировал между разными течениями в окружавшей его среде, искал в народе популярности в качестве «короля-гражданина» и вместе с тем оправдывал себя перед иностранными монархами тем, что он-де вынужден был занять не принадлежавший ему трон, дабы помешать провозглашению во Франции республики.

 

Июльская революция и монархия во Франции. Видеоурок

 

Главную опору своего трона он видел в зажиточной буржуазии, в пользу которой был теперь изменен избирательный закон: с 300 и 1000 франков ценз был понижен на 200 и 500 франков, что сразу повысило число избирателей с 90 тысяч до 200 тысяч. Это изменение конституции было другим главным итогом Июльской революции. Благодаря союзу нового короля со средним классом, «июльская монархия» Луи Филиппа (1830-1848) была для Франции настоящим царством буржуазии, тем более, что легитимисты, сторонники старшей линии Бурбонов, считавшие своим королем маленького «Генриха V», в конце концов совершенно устранились от политической жизни.