Линней, Карл (1707 – 1778) – шведский естествоиспытатель.

В 1727 Карл Линней поступил для изучения медицины в лундский университет, где ревностно начал заниматься также ботаникой и, благодаря диссертации француза Вайяна «De sexu plantarum» впервые обратил свое внимание на половые органы растений. В 1728 Линней перешел в упсальский университет, где помогал богослову Олафу Цельсию в его сочинении о библейских растениях. В 1730 стал после Рудбека «демонстратором» ботанического сада и тогда же начал обработку своих сочинений «Ботаническая библиотека», «Классы растений» и «Роды растений».

 

Учёные мужи Божии. Карл Линней

 

По поручению Королевского научного общества в Упсале, Линней предпринял (1732) путешествие в Лапландию, переселился затем в Фалун, где читал лекции по минералогии и пробирному искусству, путешествовал по Далекарлии и наконец отправился в Голландию (1735). Здесь, в Хардервейке Линней защитил диссертацию и затем три года прожил в Лейдене и усадьбе Гартекампе, напечатав за это время все три вышупомянутых сочинения, а также «Систему природы», «Основания ботаники» и др.

В 1736 Линней посетил Англию, в 1738 Париж, после чего вернулся в Стокгольм, практиковал здесь некоторое время в качестве врача. В 1741 он был сделан профессором медицины, а в следующем году профессором ботаники в Упсале. Занимая эту кафедру, он реформировал ботанический сад, основал естественноисторический музей и издал (1746) свою «Фауну Швеции». Линней неустанно старался расширить понятия об органических формах и их взаимоотношениях, и новые издания его сочинений были часто совершенно новыми произведениями. Большое значение имела его деятельность и в качестве профессора.

В 1758 Линней купил имение Хаммарбю, куда и переселился шесть лет спустя. В 1762 он был возведен в дворянское достоинство. В ботаническом саду Упсалы и в Стокгольме Линнею поставлены памятники.

Значение Линнея, для науки, как давшего общую сводку всех накопившихся данных и обладавшего поразительным талантом классификации, громадно. По отношению к главной своей специальности – ботанике – Линней не может быть назван реформатором, так как главные основания его теории высказывались уже в сочинениях его предшественников, начиная с Цезальпина. Тем не менее заслуга его заключается в строгом проведении предложенной раньше двойной номенклатуры в связи с точными характеристиками родов и видов, классов и отрядов, благодаря чему описательная ботаника приняла совершенно новое направление. Его прекрасно проведенная и в высшей степени удобная система, основанная на морфологических особенностях половых органов растений (тычинках и пестиках) была, правда, искусственна, но он и сам это сознавал, видя в ней лишь попытку создать более естественную классификацию, чем все бывшие до того времени.

Истинным несчастием для дальнейшего развития науки было мнение Линнея, что высшею и единственно достойною естествоиспытателя задачею должно быть стремление к возможно полному знанию всех видов по именам. Морфология же, как и общая теоретическая ботаника, служили ему лишь средством к этому, и он действительно не сделал ни одного открытия, сколько-нибудь пролившего свет на природу растения.

Такое же значение имело, к несчастью, и представление Линнея о виде, неизменяемость которого он подчёркивал самым резким образом: «видов столько, сколько вышло их из рук Создателя». Такой схоластический образ мысли стоит в самом резком противоречии с воззрениями современной науки, первые провозвестники которых долго не имели успеха благодаря громадному авторитету Линнея.

Ссылки на статьи нашего сайта о других великих учёных – см. ниже, в блоке «Ещё по теме...»