Греко-римский миф о рождении Венеры возник задолго до эпохи Возрождения. Но сюжет одноименной картины Сандро Боттичелли, не связан с тем моментом рождения богини, который описал эллинский поэт Гесиод. По словам Гесиода, Афродита (Венера) возникла из морской пены после того, как титан Крон отрезал половой уд у своего отца Урана и бросил его в океан.
На картине Боттичелли мы видим чуть более поздний миг – тот, когда богиня любви выходит из моря на берег. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Стихи Полициано, видимо, и послужили сюжетным источником для Боттичелли. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Оры, божества, времен года, стояли на берегу в белых одеждах, а их распущенные волосы ласкали порывы воздуха.
Поэт Анджело Полициано, автор стихов, вдохновивших Боттичелли создать "Рождение Венеры". Фрагмент картины Доменико Гирландайо
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. На берегу Ора Весны приближается к Венере изящным танцующим движением, на кончиках пальцев ног, распахивая великолепный плащ, чтобы её одеть. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Ее игриво развеваемые ветром вокруг лица волосам Боттичелли искусно придал особенный блеск тонкими золотыми штрихами. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Намекая на это, Боттичелли изобразил грациозные цветы розового оттенка, которые реют на ветру вокруг Зефира и Флоры.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Ок. 1485
Античная богиня любви, один из первых не-библейских нагих женских образов в итальянском искусстве, представлена Боттичелли в соответствии с типом классической «Венеры Стыдливой». Но сходство между ними всё же является довольно отдалённым, ибо художник больше заботился о том, чтобы создать точную иллюстрацию стихов Полициано.
Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». В первой половине XVI века, она хранилась на вилле Кастелло, принадлежавшей потомкам Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Тем не менее, остаётся весьма вероятным, что эта картина Боттичелли была заказана для какой-то загородной резиденции. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Этот материал обычно выбирался для картин, предназначенных украшать загородные дома, так как холст был дешевле, и его было легче перевозить, чем деревянные панели.
Бог западного ветра Зефир и его жена Хлорида-Флора, любовно обнявшись, гонят Венеру к берегу острова Киферы.
Бог ветра Зефир и его жена Хлорида-Флора. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
Для того, чтобы придать коже Венеры мраморность, а волосам блеск, Боттичелли применяет особые цветовые эффекты.
Одна из богинь времён года – Ор – встречает Венеру на берегу с плащом. Цветы, которые украшают одежду встречающей, дают зрителю понять, что это – Ора Весны.
Ора Весны. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"