Рафаэль. Мадонна Грандука. 1504

читайте также ПОДРОБНУЮ, ОБОБЩАЮЩУЮ статью Мадонны Рафаэля и Краткую биографию Рафаэля

Дерево, масло. 84 х 57 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Картина Рафаэля «Мадонна Грандука» (Madonna del Granduca – буквально, «Мадонна великого герцога», 1504), хранящаяся в галерее Питти (Флоренция) обнаруживает сильное влияние Леонардо да Винчи. Она написана Рафаэлем в начале флорентийского периода творчества, однако простая композиция этой работы является прототипом для будущих Мадонн более поздних времён его пребывания во Флоренции. Фигуры Богоматери и Младенца как бы появляются из темного фона (элемент, очевидно, заимствованный у Леонардо). Они соединяются друг с другом чувством нежной любви, которое видно прежде всего в жесте ребенка: глядя в сторону зрителя, он прижимается к своей матери. Мадонна Грандука Рафаэля до XVII века принадлежала флорентийскому живописцу Карло Дольчи, а затем ­– великому герцогу (Grand Duke) Фердинанду III Лотарингскому, от которого картина и получила свое название.

Хотя «Мадонна Грандука» отчасти изменилась из-за не вполне умелой реставрации девятнадцатого века, во время которой были перекрашены фон и одежды, она до сих пор остается одним из самых прекрасных творений Рафаэля раннего периода. Приехав во Флоренцию после своего первоначального обучения у Перуджино, он познакомился с флорентийским искусством начала Чинквеченто и, как хорошо видно в этой картине, был особенно впечатлен живописью Леонардо. В Мадонне Грандука влияния и Перуджино и Леонардо слиты молодым Рафаэлем в чудесный гармонии, которая распространяется на всю композицию, от размещения двух фигур в пространстве с чувством текучего ритма до магии цвета, мягко растворяемого в деликатной тени.

Рафаэль. Мадонна Грандука

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1504

 

Величайшие картины Рафаэля кажутся написанными с такой легкостью, что их почти невозможно соединять с мыслью о тяжком и неустанном труде. Для многих людей Рафаэль по сей день – лишь художник сладких мадонн. Трактовка образа Пресвятой Богородицы Рафаэлем была принята последующими поколениями в качестве такого же «эталона», как выработанная Микеланджело концепция Бога Отца. Мы видим дешевые репродукции работ Рафаэля в домах простых людей, и склоняемся к выводу, что картины с такой всеобщей привлекательностью являются немного «примитивными». На самом же деле, их кажущаяся простота является плодом глубоких размышлений, тщательной предварительной проработки и огромной художественной мудрости. Такие картины, как «Мадонна Грандука» Рафаэля, признаны поистине «классическими» в том смысле, что они служили бесчисленным поколениям стандартом совершенства, как прежде произведения Фидия и Праксителя. Всё это настолько очевидно, что даже не нуждается в доказательствах.

Если мы сравним «Мадонну Грандука» Рафаэля с бесчисленными полотнами ту же тему его предшественников, то почувствуем, что все они были лишь поисками той совершенной простоты, которой Рафаэль наконец достиг. Мы можем увидеть, что Рафаэль многим обязан тихой красоте типов Перуджино, но как велика разница между довольно шаблонной регулярностью учителя и полнотой жизни в работах его ученика! Способ, каким лицо Мадонны моделируется и отступает в тень, то, как Рафаэль заставляет нас ощутить объем тела, покрытого свободно распущенной мантией, бережность и нежность, с которой Богоматерь держит Младенца Христа – все создаёт эффект идеальной умиротворённости. Совсем небольшое изменение группы нарушило бы всю гармонию. Тем не менее, в «Мадонне Грандука» нет ничего напряженного или сложного. Создаётся впечатление, что образ Мадонны и Христа и не может быть иным, что он так и существовал от начала времен.