Рафаэль. Мадонна Каниджани (Святое семейство Каниджани). 1507
Дерево, масло. 131 х 107 см. Старая пинакотека, Мюнхен
«Святое семейство Каниджани» относится к тому же периоду творчества Рафаэля, что и «Положение во гроб». Название картины происходит от флорентийской семьи Каниджани, которая владела этой работой Рафаэля до того, как она перешла в коллекцию Медичи, а затем в Германию – после брака Анны Марии Лодовики Медичи с курфюрстом Пфальцским.
Рафаэль. Мадонна Каниджани (Святое семейство Каниджани). Старая, искажённая версия до реставрации фон Зонненбурга
Мадонна и Праведная Елизавета (мать Иоанна Предтечи) сидят на траве со своими детьми. Иосиф Обручник стоит над ними – это показывает важность приемного отца Иисуса и отражает рост почитания Иосифа после 1500 года.
Рафаэль. Мадонна Каниджани. Деталь. 1507
В «Мадонне Каниджани» Рафаэль синтезирует элементы, которые он перенял у Леонардо да Винчи и Микеланджело, и соединяет их с определённо северным ландшафтом и деликатными цветовыми пассажами, где доминируют радужные тона.
Рафаэль. Мадонна Каниджани. Пейзаж
Пирамида, в которую идеально вписываются фигуры, заимствована у Леонардо, но взаимные чувства между участниками сцены, выраженные взглядами, которыми они обмениваются, и их общим безмятежным настроением, придаёт композиции спокойный описательный характер. Общий тон «Мадонны Каниджани», таким образом, довольно сильно отличается от напряженного и взволнованного искусства Леонардо. Рафаэль создаёт здесь сюжет, полный человеческого участия и прозрачного спокойствия.
Рафаэль. Мадонна Каниджани. Версия после реставрации Юбера фон Зонненбурга
В 1982 году немецкий реставратор Юбер фон Зонненбург предпринял тщательное восстановление «Мадонны Каниджани» и удалил искажающий синий слой краски, нанесённый в XVIII столетии в области неба. Теперь можно снова видеть оригинальную концепцию Рафаэля, с путти (ангелочками) слева и справа вверху.