Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488–432 гг.), друг Перикла, смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов. Знаменитейшей работой Фидия, верхом всего его творчества, была статуя Зевса в храме города Олимпии. На лице Зевса было выражение такого всемогущества и милосердия, величия и спокойствия, что вид его, по словам древних писателей, избавлял душу от печали, заставлял забывать все страдания. Предание говорит, что царь неба сам явился в этом виде художнику. У греков была поговорка, что несчастлив тот, кому не удалось хоть раз взглянуть на эту статую Фидия.
Римская статуя I в. по Р. Х., изображающая Юпитера. Сделана по образцу скульптуры Зевса в Олимпии работы Фидия
В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Обувь и одежда его были золотые; одежду украшали изображения животных и цветов, особенно лилий. Престол в этой работе Фидия был сделан из золота и слоновой кости и украшен драгоценными камнями. На скамье, под ногами Зевса были изваяны золотые рельефы, изображавшие львов и битву Тесея с амазонками. Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. Зевс был изображен Фидием сообразно тому представлению, какое дает о нем эпизод Илиады, рассказывающий, что он выразил легким наклонением головы согласие на просьбу Фетиды, и от движения его кудрей потряслась высоты Олимпа.
Статуей Зевса в Олимпии Фидий создал у греков образ царя богов в его всемогуществе и милосердии. Двумя другими прославленными в его творчестве работами – статуями Афины Паллады – он создал образ светлой и величественной богини-девы, покровительницы мирных занятий, защитницы от врагов. Как покровительницу мирных занятий, богиню городской жизни и умственной деятельности, изображала ее колоссальная статуя, сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в Парфеноне. Эта «Афина-Дева» (Афина Парфенос) держала на простертой руке изображение богини победы. Раньше того Фидием была сделана колоссальная бронзовая статуя, изображавшая богиню как защитницу от врагов (Афина Промахос). Эта его работа стояла в афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном.
Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий
Творчество Фидия и его современников имеет в истории греческих религиозных понятий то высокое значение, что, оно, подобно Гомеру и Гесиоду, установило черты представлений о богах. Религиозные идеалы, созданные этим творчеством, остались типичными для всех образов божеств, какие создавались искусством следующих времен. Греческие художники навсегда остались верны идеалам творчества Фидия; никогда не представляли они богов волнуемыми какою-нибудь страстью, никогда не придавали им грубого чувственного выражения. Нравственное достоинство и спокойствие души навсегда остались характерными чертами греческих божеств.
Фидий. Афина Лемния. Предположительная реконструкция
В духе работ Фидия, представляющих идеальные образы Зевса и Паллады, его ученики Алкамен и Агоракрит паросский создали идеалы других божеств и в особенности Афродиты. Когда афиняне отдали предпочтение Афродите Алкамена, Агоракрит переделал свою статую этой богини в изображение богини мщения Немесиды и поставил его в храме её, находившемся в Рамнунте. Кроме Афродиты Алкамен сделал изображения еще нескольких божеств, возбуждавшие удивление определенностью и тонкостью характеристики их. В особенности славились его статуи Гефеста и Асклепия. Агоракрит считался любимым учеником Фидия; главное его достоинство состояло в верности стилю Фидия; самостоятельного творчества у него было мало. Он тоже сделал статую Зевса, но придал ему такое мрачное выражение, что эта статуя казалась Страбону изображением бога царства мёртвых Аида.
Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады, на западном – группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой. На метопах были рельефы, изображавшие битвы кентавров с лапифами, а на фризе была изображена процессия Панафинейского праздника: девушки в длинных одеждах, несущие жертвенные сосуды, молодые люди на конях и на колесницах, жрецы; сидящие божества, ожидающие прибытия процессии и прочее. Сочетание строгости стиля и архитектурных условий с естественностью и свежестью фигур, наивность и серьезность их придают этим работам школы Фидия характер возвышенности. Сравнивая их с изваяниями предшествовавшего времени, надо удивляться живости фигур на них. Они – воспроизведение свободных движений людей. Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и наивностью; все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой позы верны природе. Пластика тут вполне освободилась от неподвижной симметричности и жесткости архаической старины. Это – прекрасная середина между застывшей типизацией прежнего стиля и полной творческой индивидуальностью позднейшего.