Вместе с Мендельсоном, Роберт Шуман (см. его краткую биографию на нашем сайте) может по справедливости считаться одним из лучших представителей романтического направления, которое приняла немецкая музыка 1830-х годов. Так же, как и Мендельсон, Шуман не достиг настоящего сценического успеха, хотя его опера «Геновева» и теперь еще пользуется расположением избранной публики. Его большие хоровые концертные вещи, как «Рай и пери», «Странствие Розы», «Сцены из Фауста», представляют образцы высокого музыкального совершенства.
Портрет Роберта Шумана по дагерротипу 1850 г.
С полной свободой талант его проявляется в области песни и инструментальной музыки, которую он обогатил многими шедеврами, поражающими захватывающей силой выражения и богатством мысли. Из них мы назовем: 4 симфонии (В dur, С dur, Es dur, D moll), «Увертюра, Скерцо и Финал для оркестра»; четыре увертюры («Мессинская невеста», «Праздничная увертюра», «Юлий Цезарь», «Герман и Доротея»); три квартета для струнных инструментов (А moll, F dur, А dur), квартет для фортепиано (Es dur); квартет для фортепиано (Es dur); 3 трио для фортепиано (D moll, F dur и G moll); две затем всевозможного рода сочинения и сонаты для скрипки (А moll и D moll), фортепиано, из которых особенно выделяются, «Новелетты», «Крейслериана», «Детские сцены».
Так же высоко стоят его многочисленные Песни («Круг песен», op. 24, «Мирты», «Стихи Рюккерта» «Круг песен», op. 39, «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта» и др.), в которых фантазия и чувство достигают замечательной силы выражения. Эти произведения могут по справедливости быть причислены к самым драгоценным перлам немецкой музыки.
Очерки о других великих музыкантах – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»