Карнак – наиболее крупный и протяженный архитектурный ансамбль эпохи Нового царства в Египте. Он состоит из трех храмов (см. краткое описание). Самый большой из них посвящен верховному богу Амону-Ра. [См. также – Боги Древнего Египта.] Его главная ось ориентирована в направлении с северо-запада на юго-восток. Второй храм, расположенный к юго-западу от храма Амона-Ра и соединенный с ним дорогой процессий, посвящен супруге Верховного бога – львицеголовой богине Мут. От основного массива храма Амона-Ра в сторону храма Мут идет анфилада дворов и пилонов. От крайнего, южного пилона тянется в сторону храма Мут дорога процессий. Западнее расположен третий, небольшой храм, посвященный сыну Амона и Мут – Хонсу, богу Луны. [См. также Храмы Древнего Египта.]

 

Храмы в Карнаке и Луксоре. Видео

 

На том месте, где сейчас находится обширный пустой двор карнакского храма, древнейшее и весьма почитавшееся святилище возникло еще в эпоху Среднего царства.

Когда после изгнания гиксосов Фивы снова стали столицей объединенного Египта, первые фараоны Восемнадцатой династии возобновили древнее святилище, стали жертвовать ему многочисленные дары, а затем развернулось и строительство нового большого храма. Его начал строить в правление фараона Тутмоса I знаменитый архитектор Инени.

Карнакский храм

Храм в Карнаке и священное озеро

 

Зодчий соорудил большой двор, окруженный колоннадой. На продольной оси возведенного им здания Инени поставил два мощных каменных пилона. Вдоль стен двора были установлены «осирические» статуи фараона Тутмоса I. Позднее, в царствование его дочери Хатшепсут, эти статуи были переставлены в другое место – в тот поперечный зал, который располагался между двумя пилонами Тутмоса I (там они находятся и сейчас).

Колоннадный двор, созданный архитектором Инени, стал прототипом аналогичных дворов, сооруженных в храмах Нового царства. А прием установки пилонов непосредственно друг за другом получит дальнейшее развитие в процессе расширения карнакского храма, композиционной особенностью которого станут своего рода «анфилады» пилонов, как бы нанизанных на главные композиционные оси этого огромного храма.

Пилоны, возведенные Инени, сохранились (хотя и в поврежденном виде) в структуре ныне существующего здания. По традиции, принятой историками архитектуры, все пилоны карнакского храма пронумерованы, и те из них, которые построил архитектор Инени, имеют номера IV и V.

В промежутке между этими пилонами был устроен узкий зал с одним рядом деревянных колонн, поддерживавших деревянную крышу. Позднее, при Тутмосе III, эти колонны были заменены каменными, расставленными попарно.

Колонны храма в Карнаке

Фриз храма Амона-Ра в Карнаке

 

Внешний пилон храма Тутмоса I, ныне имеющий номер IV, был сделан более высоким, и по распоряжению фараона архитектор Инени перед этим пилоном установил два обелиска, сделанные из цельных глыб гранита. Один из них стоит на своем месте и сейчас. Его высота 23 метра. Обелиск весит около 140 тонн.

Новый цикл работ развернулся в Карнаке на рубеже XVI и XV веков до н. э., во время правления женщины-фараона Хатшепсут. Наиболее ответственные новые строения были возведены архитектором Сененмутом, который в те годы сооружал у подножия фиванской гряды гор огромный заупокойный храм Хатшепсут.

Храм Хатшепсут

Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

 

Сененмут установил в храме два гигантских гранитных обелиска. Один из них много позднее упал, вероятно в результате землетрясения. Его верхнюю часть теперь можно увидеть в другом месте: реставраторы разместили ее вне храма, неподалеку от Священного озера.

Второй обелиск Хатшепсут стоит на своем прежнем месте. Его высота около 30 метров. Обелиск весит 200 тонн. Таким же был и разрушившийся обелиск. Оба эти обелиска были высечены из гигантских цельных блоков асуанского гранита. И высота обелисков, и их вес – это своеобразный мировой рекорд для памятников такого типа, сделанных из одного блока. Обелиски Хатшепсут, несомненно, принадлежат к величайшим произведениям архитектурной и инженерной мысли Древнего мира.

В правление Хатшепсут южнее храма Амона был построен храм, посвященный его божественной супруге – Мут. Однако вскоре, в правление Тутмоса III, этот храм был полностью перестроен.

При Хатшепсут на дороге, ведущей в сторону храма Мут, был возведен высокий пилон (по современной номенклатуре этот пилон имеет номер VIII). Его соорудил тот же зодчий Сененмут. Пилон был украшен статуями Хатшепсут (они плохо сохранились). А вблизи этого пилона тогда же были поставлены портретные статуи Сененмута. Позднее (может быть, уже в правление Тутмоса III) они были закопаны в землю и поэтому уцелели. Эти статуи изображают Сененмута в соответствии с его официальной должностью – воспитателя царской дочери.

Тутмос III, ставший фараоном Египта после смерти Хатшепсут (по хронологической канве Питера Клейтона – в 1482 году до н. э.), сразу же развернул в главном храме Амона-Ра в Карнаке активную строительную деятельность. При этом он стремился не только прославить себя как победоносного полководца и могучего правителя, но и заставить современников забыть Хатшепсут, которую считал узурпаторшей престола.

Двор Хатшепсут, добавленный ею к южной стене храма Тутмоса I, был рассечен постройкой нового пилона, рельефы которого восхваляли военные победы Тутмоса III. Особенно эффектно выглядит большой рельеф, изображающий Тутмоса, яростно побивающего своих врагов.

Обелиски Хатшепсут, сверкавшие в пространстве столицы своими позлащенными пирамидионами, разрушать было нельзя, так как они символизировали лучи солнца и тем самым ассоциировались с Солнечным богом Ра, да и поставлены были в честь Амона – божественного отца не только Хатшепсут. но и Тутмоса III тоже. Но можно было заставить и современников, и потомков забыть о той, которая повелела их воздвигнуть, и Тутмос III распорядился обложить каменной кладкой нижние части этих обелисков. Для этой обкладки были использованы блоки от разобранных Тутмосом строений Хатшепсут, и эти блоки укладывались так, чтобы картуши с ее именами не были видны. А наружная сторона обкладок получила каменную облицовку с рельефами и картушами, в которые были вписаны имена Тутмоса III. Спустя почти три с половиной тысячелетия обкладка уцелевшего обелиска будет частично разобрана, и смелое творение зодчего Сененмута раскроется во всем его великолепии. А обкладка второго, когда-то давно упавшего обелиска оставлена – как своего рода памятник ненависти Тутмоса III к его тетушке и политической сопернице.

По распоряжениям Тутмоса III была изменена и архитектурная композиция того поперечного зала между пилонами Тутмоса I, в котором стояли обелиски Хатшепсут. В зале были установлены парные колонны, поддерживающие крышу.

В итоге всех этих перестроек пространство между пилонами Тутмоса I превратилось в покрытый крышей гипостильный зал Тутмоса III, в котором больше не было видно обелисков ненавистной ему Хатшепсут. Зал стал явно тесноват, зато из его пространства была вытравлена память о Хатшепсут.

Сфинксы Карнакского храма

Аллея бараноголовых сфинксов в Карнакском храме

 

В наше время крыши над этим залом давно уже нет, и гигантский обелиск, возведенный архитектором Сененмутом в честь его возлюбленной царицы, возносится в небесную высь во всей своей красе. А от колонн этого зала к настоящему времени остались только нижние барабаны. Вдоль стен стоят «осирические» статуи фараона Тутмоса I, перенесенные сюда по распоряжению Хатшепсут из колоннадного двора, созданного архитектором Инени.

Тутмос III окружил древнее святилище многочисленными небольшими крытыми помещениями, пристроив их к стене Тутмоса I, а на главной оси храма перед святилищем возвел новый пилон (номер VI). Однако от этих строений в настоящее время существуют лишь частично сохранившийся пилон и примыкающие к нему участки стен со стоящими перед ними колоннами, выполненными в виде связок стеблей папируса, завершающихся бутонами (позднее такие колонны получат широкое распространение в архитектуре храмов, построенных в XIV веке до н. э.).

На месте помещения для Священной ладьи, построенного в начале правления Хатшепсут, Тутмос распорядился соорудить новый зал с четырьмя колоннами. Он по-прежнему предназначался для хранения ладьи, в которой во время праздничных шествий носили статую Верховного бога. Этот зал стал новым подходом к древнему святилищу и использовался для проведения соответствующих молитвенных ритуалов (однако впоследствии это помещение и расположенное за ним святилище с его главным сакральным помещением были переделаны).

На главной оси храма Амона-Ра, в пространстве между святилищем и пилоном VI, сохранилась очень интересная часть храма, возведенная по распоряжению Тутмоса III в память его победоносного похода в Сирию. Перед четырехколонным залом Священной ладьи был сооружен так называемый Зал анналов с его двумя знаменитыми столбами, украшенными изображениями геральдических растений Египта. Стены Зала анналов были покрыты многочисленными надписями, прославляющими поход Тутмоса III в Сирию и взятие крепости Мегиддо. В настоящее время значительная часть каменных блоков с этими надписями находится в коллекции парижского Лувра и экспонируется в сопровождении стендов с переводами текстов.

Фриз храма в Карнаке

Фриз храма Амона-Ра в Карнаке

 

Квадратные столбы Зала анналов хорошо сохранились и теперь принадлежат к числу самых интересных архитектурно-художественных артефактов периода правления Тутмоса III. На двух гранях каждого столба изображены геральдические цветы Древнего Египта: на одном столбе – цветы лотоса, символизирующие южную часть страны; на другом – цветы папируса, этот тростник рос в Нижнем Египте и в дельте Нила и уже издавна считался символом северной части страны. На двух других гранях каждого столба – рельефы, изображающие Тутмоса III в дружеских объятиях с главными богами и богинями Египта. Смысл этих изображений, очевидно, понятен читателю без пояснений. Кое-где на рельефах уцелели остатки краски.

Сформировавшаяся в период правления Тутмоса III глубинная сакральная часть храма Амона-Ра в последней четверти IV века до н. э. подверглась переделкам.

Начальником работ в Карнаке в царствование Тутмоса III был архитектор Менхеперрасенеб, ставший в это время верховным жрецом Амона. Он был связан с фараоном семейными узами, и поэтому вполне понятно, что с воцарением Тутмоса III Менхеперрасенеб занял столь высокий пост.

При Тутмосе III в Карнаке работало еще несколько архитекторов. В их числе были Пуимра и Бенермерит. Информация об их деятельности имеется и в надписях на стенах их гробниц, и на их заупокойных статуях.

Одним из наиболее интересных сооружений, возведенных Тутмосом III в ансамбле карнакского храма, является большой Праздничный зал – специальное помещение, построенное для проведения ритуалов праздника «хеб-сед» – церемонии символического омоложения фараона. Этот зал расположен на продолжении главной композиционной оси храма Амона-Ра, к юго-западу от ныне существующего обширного двора, возникшего на месте исчезнувших древних построек. Уже издали хорошо читаются четкие ряды столбов с проемами между ними и возвышающаяся над фасадом центральная часть здания с прямоугольными окнами. Перед фасадом – остатки каменной ограды. Строил здание архитектор Менхеперрасенеб.