Шиллер, Иоганн Кристоф Фридрих – популярнейший и наиболее прославленный немецкий поэт, род. 10.11.1759, ум. 9.05.1805. Отец его, военный врач, отличался глубокой честностью и строгой преданностью лютеранству. Первые уроки мальчик получил у местного пастора, потом посещал латинскую школу, пока 1773 герцог Карл Вюртембергский не зачислил его воспитанником в основанную им военную школу, впоследствии преобразованную в военную академию («Karlsschule»). Этому заведению обязан Шиллер своим широким, всесторонним образованием. Сначала он думал заняться теологией, но потом увлекся юридическими науками и медициной. Влечение к поэзии пробудил в нем Клопшток своим «Мессией», но самое сильное влияние на его развитие и направление оказали Плутарх и Ж. Ж. Руссо.

Фридрих Шиллер

Фридрих Шиллер

 

Начиная с 1776, в «Schwäbisches Magazin» стали появляться первые пробы его лирики. Желая на свободе заниматься литературой и разработкой задуманной трагедии «Разбойники» («Die Räuber»), Шиллер решил выйти из академии, но удалось это ему лишь после того, как он представил два сочинения: на темы медицинскую и по естественным наукам. Выпущенный медиком в гренадерский полк, он с любовью занялся своим первым поистине гениальным произведением, и 1782 на сцене придворного театра в Мангейме были поставлены «Разбойники» с огромным, дотоле невиданным успехом. Тогда Шиллер решил посвятить себя драматургии и начал работать над трагедией «Заговор Фиеско в Генуе».

Если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите статью Шиллер - краткая биография

Но в то время, как талант молодого поэта стал все шире и шире развиваться, его постигло несчастье в виде запрещения писать «комедию» со стороны герцога, которому не понравились его самовольные отлучки в Мангейм. Не предвидя конца такому запрету и не выдержав этого гнета, Шиллер решил бежать в Мангейм. Бегство удалось, но в Мангейме ждало разочарование. «Фиеско» не был принят на сцену и только через год издан Шваном (Мангейм, 1783).

В этом же году была окончена трагедия «Коварство и любовь» («Kabale und Liebe») и начат «Дон Карлос». В июле 1783 Шиллеру удалось пристроиться у Дальберга, директора мангеймского театра. Поставленная на его сцене пьеса «Коварство и любовь» вызвала общий восторг и подняла упавший было дух писателя. Эта трагедия являет собою лучшее юношеское произведение Шиллера. Печальные явления современной жизни очерчены в ней очень ярко, с истинно поэтической страстью, соединенной с сильной характеристикой. Однако материальные невзгоды продолжали удручать поэта, к этому присоединилась еще сильнейшая лихорадка. Едва выздоровев, он начал издавать журнал «Рейнская Талия» (1785), где поместил первый акт «Дона Карлоса». Трагедия эта закончена была им далеко не так быстро, как первые. Тут он впервые стал употреблять речь в стихах, соблюдая всюду пятистопный ямб.

К этому времени относится знакомство и начало дружбы Шиллера с мадам Шарлоттой фон Кальб, имевшее большое влияние на всю его дальнейшую жизнь. В 1789 друзья его в Лейпциге, Кёрнер и Губер, убедили его покинуть Мангейм и приехать к ним, чтобы в тишине, среди друзей, заняться развитием своего таланта. Действительно, жизнь Шиллера в Лейпциге сложилась так хорошо и покойно, что свое чувство удовлетворения и счастья он ярко выразил в дифирамбе «Ода к радости». Он окончил «Дона Карлоса», набросал рассказ «Преступник из-за потерянной чести» и роман «Духовидец» (напечатан в 1789), продолжал издание своего журнала «Талия», где помещал все свои сочинения. Тогда же возникло в нем стремление к изучению истории. Уже в «Доне Карлосе» видно было, как далеко шагнул вперед поэт в своем развитии. Высокая основная идея проходит через все, богатое сентенциями, прекрасное по языку сочинение, и главное действующее лицо его, маркиз Поза, является как бы олицетворением благородной натуры самого Шиллера.

В 1787 он покинул своих друзей и отправился в Веймар, куда уже давно призывала его госпожа фон Кальб. Тут, в этом городе муз, встретил он самый радушный прием со стороны великих талантов, окружавших герцога Карла Августа. Поселившись в деревне, он начал писать «Историю отпадения Нидерландов», вышедшую 1788. К сожалению, материальная нужда заставляла его работать спешно, что не могло не отразиться на его труде, хотя все источники изучал очень тщательно. В то же время он написал несколько стихотворений, между прочим «Боги Греции» и «Письма о Доне Карлосе». Некоторым, хотя и слабым облегчением в материальной нужде было для него получение кафедры истории в Йене. К своей профессуре готовился поэт очень старательно, и первая лекция – «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают» – имела шумный успех. С 1790 г. Шиллер издавал сборник исторических мемуаров и для календаря Гёшена написал «Историю Тридцатилетней войны». В этом труде внимание самого автора привлекли величественные фигуры Валленштейна и короля Густава Адольфа, очерченные им поэтому с особенной силой.

Женитьба на Шарлотте Лангенфельд дала поэту давно искомое счастье и душевный покой. Жизнь его текла оживленно и счастливо среди друзей, но начавшаяся у него болезнь (туберкулёз), сразу и навсегда разрушила его здоровье. Кое-как оправившись при хорошем уходе и лечении, он вынужден был для поправления своих финансов усиленно работать. Вспыхнувшая французская революция нашла в нем горячего сторонника и защитника, пока казнь короля не нанесла глубокий и чувствительный удар его симпатиям к этому народному движению. Для поправления здоровья и измученных нервов он отправился на родину в Швабию и в Тюбингене завел сношения с известным в то время книгоиздателем Котта.

В последующие годы, после болезни, в развитии Шиллера замечается новый поворот, – влечение к философии и эстетике. Уже летом 1790 он читал лекции о трагедии, а год спустя углубился в изучение только что появившегося тогда сочинения Канта «Критика чистого разума», увлекаясь его теорией эстетики. Влияние великого философа не замедлило сказаться на сочинениях «Удовольствие от трагического» и «О трагическом искусстве» (1792). Кульминационной точкой в этом направлении является сочинение «Письма об эстетическом воспитании человека», в котором он указывает, какое огромное влияние имеет красота (прекрасное) на развитие и облагораживание не только отдельной личности, но всего государства и общества. Письма эти были напечатаны в 1795 в журнале «Оры». В целом ряде сочинений Шиллера, вышедших 1800 под заглавием «О наивной и сентиментальной поэзии», философ снова становится в соприкосновение с поэтом. Приобретенные теоретические познания вызывают суждения о выдающихся произведениях поэзии, и Шиллер начинает группировать поэтов согласно их различным настроениям и положению в свете. В эту эпоху развития идеального взгляда на призвание поэта, он пишет много рецензий, между прочим о стихотворениях Бюргера, указывая на их эстетические недостатки.

Другим важным событием в жизни поэта было ближайшее знакомство и неразрывная дружба с Гёте. Под влиянием её Шиллер снова обратился к чистой поэзии. Вместе с Гёте, Шиллер издавал журнал «Оры», сумев привлечь к этому делу лучшие литературные силы, подготовил издание «Альманаха муз», написал стихотворение «Идеал и жизнь», «Власть песнопения», «Достоинства женщины», элегию «Прогулка» и др. С конца 1795 оба великих поэта составили знаменитый сборник эпиграмм «Ксении», появившийся в «Альманахе муз» (1797) и направленный против литературных филистеров того времени. Успех эпиграмм был необычайный. Они вызвали массу возражений, но тем лишь доказывали, что стрелы, пущенные поэтами, попали в цель. Теперь им оставалось лишь своими творениями доказать нации, как серьезно понимали они истинное искусство. Прекратив чтение университетских лекций, охваченный жаром творчества, Шиллер всецело посвятил себя писательству и создал за этот период свои лучшие баллады: «Кубок», «Кольцо Поликрата», «Ивиковы журавли» и др., а также «Валленштейна», эту великую трилогию, бесспорно величайшее и лучшее произведение великого поэта (1799). Успех трилогии дошел до энтузиазма. Шиллер окончательно решил посвятить себя одной драматургии, прекратил даже издание «Альманаха муз», напечатав там в последний год «Песнь о колоколе». Он начал писать «Марию Стюарт», которую закончил 1800. Пьеса эта наиболее сценична из всех трагедий Шиллера.

Памятник Гёте и Шиллеру в Веймаре

Памятник Гёте и Шиллеру в Веймаре

 

Поселившись снова в Веймаре, он, вместе с Гёте, принялся за создание нового образцового репертуара для немецкого театра и 1801 выпустил трагедию «Орлеанская дева», а для веймарского театра специально обработал сказку Гоцци «Турандот». В 1802 герцог веймарский пожаловал поэту дворянское достоинство. Спустя год после того он напечатал трагедию «Мессинская невеста», где впервые сделал попытку ввести античный хор в современную драму. Следующим крупным творением Шиллера был «Вильгельм Телль», для которого он ревностно изучал историю и географию Швейцарии (1804). Это была уже как бы лебединая песнь поэта. Болезнь его быстро прогрессировала. Он еще нашел в себе силу написать по просьбе Гёте, для приветствия веймарской кронпринцессе, пьесу «Прославление искусств», но это далось ему уже с большим трудом. Весною 1805 поэт тихо скончался, окруженный друзьями.

Для более полной характеристики великого Шиллера надо отметить, что вместе с сильным дарованием к реалистическому повествованию в нем всегда уживалась черта субъективной рефлексии и абстрактного выражения идей. Настойчивая мысль о том, что поэзия должна служить нравственным примером, была, в сущности, ему чужда, но при свойственном Шиллеру пафосе идеальные мечтания о благе человечества постоянно в нем преобладали, а потому произведения его легко вырастали за пределы чистой эстетики, и поэт становился философом. То, что у других выходило лишь абстракцией и чистой дидактикой, – под пером Шиллера становилось поэзией. Возвышенность и благородство натуры поэта соединялись с тем особым очарованием, которое всегда отличает идеалистов. Шиллер по справедливости остается любимым поэтом юношества.