Самое известное стихотворение Константина Симонова – «Жди меня, и я вернусь» – появилось в конце июля 1941, в самый разгар катастрофических поражений Красной Армии от гитлеровских войск.

 

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

 

Дочь поэта, Мария Симонова, рассказывала историю написания стихотворения так:

«В июне – июле 1941 отец как военный корреспондент был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилёвом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считая его слишком личным, и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» – его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В январе 1942 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943 на экраны вышел одноимённый фильм, где моя мама, Валентина Серова, играла главную роль...»

 

Константин Симонов. Жди меня, и я вернусь. Анализ. Слушать аудиокнигу

 

Сам Симонов вспоминал:

«У стихотворения «Жди меня» нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я написал ей письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газетах и стало стихотворением».

«Жди меня» первоначально было отвергнуто газетой «Красная звезда», и Симонов воспринял это, как должное. Более того: тогдашнего редактора «Правды» Поспелова он предупредил, что «эти стихи не для газеты». Можно предположить, что «Правда» напечатала стихотворение не без колебаний и согласований наверху.

Стихи основаны на аллитерации и десятикратном повторении слова «жди» (а звук «ж» встречается 24 раза). Это – некрасовский стиль. Такие стихи недопустимо читать с пафосом и риторичностью, их нужно произносить шёпотом, обращая внутрь себя.

Бойцы на фронте вырезали стихотворение «Жди меня» из газет. Миллионы российских женщин плакали над этими строками. Однако позже отношение к этому, в сущности, простому и ремесленному произведению, без высоких художественных достоинств, стало более критичным и трезвым. Иосиф Бродский позднее говорил: «Все эти константины симоновы и сурковы... писали не о национальной трагедии, не о крушении мира... [а] всё больше о жалости к самому себе... Понимания случившегося с нацией у них ни на грош. И это даже как-то дико: всё-таки двадцать миллионов в землю положили».

Симонов всегда был лояльным советским литератором, покорно выполнявшим заказы тогдашних властей.

 

© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без согласия правообладателя запрещены!