Инженер Ободовский вечером разглядывал на улице опрокинутый толпой трамвай, привычно оценивая, как можно его поднять и починить. Придя к сумеркам домой, делился с женой Нусей впечатлениями о городских смутах, рассказами, как толпа переворачивает трамваи, громит и грабит магазины. А ведь грабежи подталкивают события к дальнейшему развитию: чтобы не искали виновных, надо завтра бить и грабить дальше! Ободовские поражались, почему никто не мешает петь революционные песни и поднимать красные флаги у самого Казанского собора. И казаки нейтральны: через Николаевский мост пропустили целую толпу подростков и женщин – такого никогда не бывало!

Пётр Акимович Пальчинский

Инженер Пётр Акимович Пальчинский - исторический прообраз героя «Красного колеса» Ободовского

 

Вспоминали о революции 1905-07, участниками которой сами как левые интеллигенты были в Иркутске [1]. Свободолюбивый Ободовский, сторонник ответственного министерства, совсем недавно негодовал после ареста Рабочей группы Гвоздева, считая, что та помогала сдерживать оголтелых. Но сейчас его настроение двоилось. Ведь закишат эти мерзкие социал-демократы – и пойдёт прахом вся подготовка решающего весеннего наступления на немцев, всё налаженное с таким успехом военное снабжение! А волнений почему-то больше всего на оборонных заводах. На Путиловском есть и ощущение, что их подогревает скрытая рука.

Потерпели бы ещё немного, ведь конец войны совсем близко! Но власть-то о чём думает? – второй день ни одного выстрела, ни одного ареста! Неужели специально провоцируют?



[1] См. об этом главы 23-24 «Октября Шестнадцатого».