Василий I Дмитриевич – великий князь московский, родился в 1371, умер в 1425. После смерти отца своего Дмитрия Донского в 1389 он получил по завещанию не только Москву, но и великое княжение владимирское, которым Дмитрий впервые благословил, как своей отчиной.
В 1391 Василий I женился на Софье, дочери Витовта Литовского, а в следующем году путешествовал в Орду. Благодаря обильным дарам и в значительной степени, угрозе Тамерлана из Средней Азии, хан Тохтамыш принял Василия с большими почестями, признал наследственным государем независимого дотоле от Москвы Нижегородского княжества и придал еще Городец, Мещеру, Тарусу и Муром. Москвичи, однако, только изменой смогли овладеть Нижним Новгородом. Князя нижегородского, Бориса Константиновича и его семью, выдал боярин Василий Румянец, и княжество было непосредственно присоединено к московскому, а в Нижний Новгород назначен наместник – Всеволожский.
Василий I и Софья Витовтовна (рисунок на саккосе митрополита Фотия)
В 1395 по поводу предполагавшегося нашествия Тамерлана в Москву из Владимира была перенесена знаменитая икона Божией Матери, некогда увезенная Андреем Боголюбским с юга Руси. Тамерлан не вступил в московские владения; от Ельца, в виду наступления осени, он повернул назад, что объяснялось современниками заступничеством Божией Матери. Нравственно-религиозное значение перенесения иконы и подобного совпадения было для Москвы весьма важно.
Споры Василия I с новгородцами привели к тому, что он захватил у них Бежецкий Верх, Волок Ламский, Вологду и Торжок. В то же время, допустив Витовта овладеть Смоленском (1395), Василий I особенно отстаивал независимость от Литвы Новгорода и Пскова, что ему удалось, особенно когда литовские притязания ослабели после поражения Витовта от татар на Ворскле в 1399. Защищая псковитян, Василий I в 1406 даже нарушил мир с тестем, но до битвы дело не дошло. В 1407 Василию I удалось, особенно благодаря опасности со стороны ливонцев, посадить в Пскове на княжение брата своего, Константина. Не дошло дело до битвы и в 1408, когда литовская и московская рати сошлись в Смоленской области.
В том же году на Москву напал татарский князь Эдигей, властвовавший в орде вместо бессильных ханов. Нападение было неожиданно, так как Василий I не платил давно никакого «выхода» (дани), полагаясь на неурядицы и слабость татар. Василий І бежал в Кострому, поручивши защиту столицы дяде Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Эдигею не удалось однако взять Кремля, и он отступил, разоривши много сел и городов в московской земле, особенно Переяславль, Юрьев, Ростов, Дмитров, Серпухов, Верею, Нижний Новгород, Городец.
Пришлось в последующее время быть настороже и принимать меры обороны против татар. В 1412 году Василий I даже ездил в Орду на поклон новому хану Джелаледдину, сыну Тохтамыша, который помог изгнанным нижегородским князьям на время восстановить самостоятельность их владения. Василий принёс выход и богатые дары – и хан утвердил за ним владимирское великокняжение. Последнее упоминание об отношениях к татарам в княжение Василия I относится к 1424, когда хан Куидадат дошел с отрядами до Рязани, но здесь был разбит русскими войсками.
В этот промежуток времени Василий I воевал в Заволочье (1417) и вел сложные и запутанные дела с псковичами, в отношения к которым вмешивался Витовт. С последним он старался удерживать добрые отношения, на что, между прочим, указывают и его духовные грамоты: в них он поручает попечению тестя своего сына-наследника. Под конец правления Василий I помирился с новгородцами и целовал крест на том, что отказывается от Бежецкого Верха и Волоцкой земли.
Подробнее – см. в статье Василий I.