ГЛАВА XIII
Римская империя в первые три века
III. Императоры I века по Р. X.
325. Тиберий
У Августа не было сыновей, а дети дочери (Юлии, жены Агриппы) умерли, как думают, от яда, и наследником своим император сделал усыновленного пасынка Тиберия, которого приобщил к своей трибунской и проконсульской власти. Когда в 14 г. по Р. X. Август умер, сенат передал Тиберию права умершего императора. Рейнские и дунайские легионы задумали было провозгласить императором племянника Тиберия, Германика (сына его брата Друза), но последний сам содействовал признанию императором Тиберия. Новый принцепс царствовал почти четверть века (14–37), и уже при нем перестали собираться комиции, так как выборы в магистраты переданы были сенату, а издание законов еще при Августе получило форму обязательных постановлений цезаря. Кроме того, передача власти принцепсу со времени Тиберия стала совершаться не на срок, а пожизненно. Наконец, император усилил свою власть и над самим Римом, сосредоточив в самом городе всю императорскую гвардию преторианцев под начальством преданного ему префекта (praefectus praetorio) Сеяна и учредив должность городского префекта (praefectus urbi) для поддержания в нем порядка.
Император Тиберий. Бюст
Всячески стараясь о благосостоянии провинций, в Риме Тиберий вел себя, как подозрительный и жестокий деспот, и неумолимо преследовал неосторожные слова, необдуманные поступки и особенно республиканские чувства (осуждение историка Кремуция Корда за сочувствие к Бруту и Кассию), для чего создано было понятие об оскорблении величества, как особом виде преступлений (crimen laesae majestatis). В это время в Риме было много казней и конфискаций. (В числе казненных был и Сеян, главный помощник Тиберия в возбуждении политических процессов). Народ не любил Тиберия, и он последние годы своей жизни провел на острове Капри (против Неаполя). Между прочим, Тиберия подозревали в умерщвлении родного племянника Германика, вдову которого, Агриппину, император сослал на один пустынный остров, где она кончила жизнь самоубийством. Старшие их сыновья тоже погибли, но младшего, Гая Калигулу, Тиберий признал своим преемником.
326. Калигула и Клавдий
После смерти Тиберия сенат объявил императором Калигулу (37–41), который прославил свое правление разного рода нелепыми выходками и казнями. Император провозгласил себя богом и требовал поклонения своим статуям, но его безумства вызвали против него заговор, и он был убит.
Бюст императора Калигулы (династия Юлиев-Клавдиев) из Луврского музея
В сенате думали о восстановлении республики или, по крайней мере, о самостоятельном назначении преемника императору, когда преторианцы выбрали Клавдия (41–54), брата Германика, жившего вдали от государственных дел среди ученых занятий. Это был человек почтенный, но недалекий и бесхарактерный. Его первая жена, Мессалина, стяжала себе печальную известность разгульной жизнью; вторая жена, Агриппина Младшая (дочь Германика и Агриппины Старшей), сумела отстранить своего пасынка Британника и заставила Клавдия усыновить собственного её сына от первого брака, Нерона, которого по смерти Клавдия преторианцы и провозгласили императором.
Бюст императора Клавдия (династия Юлиев-Клавдиев)
327. Нерон
Тиберий и Клавдий продолжали политику Августа по отношению к провинциям, и даже Калигула стремился снискать расположение провинциалов. В первые годы своего правления Нерон (54–68) следовал лучшим примерам прошлого, но скоро на первый план выступили дурные стороны его характера – бессердечие и тщеславие. От его подозрительности или мстительности погибли сводный его брат Британник, родная мать, жена, наставник Сенека и Бурр, который помогал ему в качестве преторианского префекта сделаться императором, а его жадность заставляла его губить богатых римлян, имущества которых он отбирал в свою казну.
Император Нерон. Династия Юлиев-Клавдиев
Молва ему приписывала большой пожар, уничтоживший половину Рима, и шел даже слух, что во время этого пожара император любовался им с высоты своего дворца, воспевая при этом разрушение Трои. Это бедствие он свалил на христиан, которые при нем подверглись первому гонению (64), а для отстройки Рима (и на другие свои затеи и кутежи) стал требовать от провинций громадных сумм.
Гонение Нерона на христиан. Картина Г. Семирадского, 1876
Нерон прежде всего считал себя великим артистом и даже выступил на театральных подмостках в роли публичного певца, предприняв затем артистическое путешествие сначала по Италии, потом по Греции, причем правление было передано отпущеннику Геллию. Нерон участвовал лично и в конских ристаниях. Все это вызвало ряд заговоров и военных восстаний. Когда и преторианцы покинули Нерона, сенат объявил его низложенным, и император велел одному из своих отпущенников убить себя с великим, как рассказывали впоследствии, сожалением о том, что в нем погибает замечательный художник.
Смерть Нерона. Картина В. Смирнова, 1888