2. Завоевание Персидского царства.

 

1. Состояние Персидского царства.

 

Упадок Персии и Артаксеркс II

Во втором томе (стр. 426 и следд.; 800 и следд.), мы ознакомились с историею персидского царства до правления Артаксеркса II Мнемона, видели характер нравов и государственного быта персов в те времена. Это была мрачная картина, в которой не находить ничего отрадного взгляд благородного человека. Но три десятилетия, прошедшие от смерти Артаксеркса Мнемона до погибели царства, были еще мрачнее прежних времен. Двор представлял собою зрелище отвратительных восточных злодейств; сладострастие, разврат, кровосмесительные браки в царском семействе становились все бесстыднее; интриги царских жен и наложниц, коварство сановников, бесчеловечная свирепость придворных обычаев производили события все более и более ужасные; всяческие пороки и страсти владычествовали необузданно, человеческая испорченность проявлялась во всех своих формах. В государстве господствовало беззаконие, – деспотизм вверху, анархия внизу; – угнетение и восстания производили повсюду кровавые дела. Удачные бунты давали на время свободу некоторым из покоренных персами государств или областей, и персидский царь иногда долго не мог подавить эти восстания. В других областях самовластвовали, как хотели, сатрапы; вассалы или вожди воинственных племен грабили и злодействовали, иногда давая, иногда не давая дань персидскому царю. Персидское царство было агломерат государств и областей, не соединенных общими законами; оно не имело ни правильной администрации, ни правильного суда; законы были попираемы, и неурядица неудержимо вела громадное царство к погибели. Государственная религия утратила нравственное влияние; простые обряды служения свету и огню по закону Зороастра заменились пышными обрядами жреческой формалистики магов, требовавшей роскошных храмов, статуй, богатых жертвоприношений; прежняя народная вера, имевшая нравственный характер, превратилась в мертвую обрядность, в систему суеверных правил, очищений и волшебства (I, 374 и след.). Персидское царство было гнилое здание, готовое развалиться от первого сильного удара.

 

Восстания при Артаксерксе Мнемоне

Во втором томе нам уже приходилось несколько раз упоминать о восстаниях при Артаксерксе Мнемоне и о поддержке их греческими наемниками. От прибрежья Понта до Ливана и до Египта, повсюду вспыхивали то там, то здесь восстания. – На Кипре храбрый Эвагор приобрел себе и своему народу владычество над Саламином; впрочем, принужден был признать над собою власть персидского царя (II, 844). – Кариец Мавзол (377–353), покровительствовавшей искусствам, но алчный и жестокий, основал царство почти независимое, хотя называл себя не царем, а сатрапом; он присоединил к своему владению греческий город Галикарнасс, увеличил и украсил его. – Понтийские племена северо-восточных гор и прибрежья Малой Азии стали почти независимы от персидского царства; они имели своих царей из династии Ахеменидов. Они долго отбивались и от греческих городов того приморья и от персов. Наконец сатрапу Фригии Ариобарзану удалось покорить часть этих земель; он стал царем их; его преемники, в ряду которых были употребительны только два имени: Митридат и Фарнак, ловко пользовались удобными обстоятельствами для расширения своего царства, получившего название понтийского. – Киликийцы, писидийцы, ликийцы и другие горные племена Малой Азии тоже освободились от ига персидских сатрапов. – В Каппадокии произвел восстание сатрап Датам. Сын карийца и скифянки, он был храбрый воин, удачно сражался с сатрапами, восстававшими против царя; за эти заслуги Артаксеркс назначил его сатрапом Каппадокии. Но потом коварные царедворцы раздражили царя против него; Артаксеркс хотел убить его; он возмутился и держался два года (364–362); наконец был изменнически убит. – Еще опаснее и обширнее были восстания в Египте; долгое время персидскому царю лишь изредка и мимолетно удавалось восстанавливать свою власть над этою страною. Нектанеб I, действовавший в союзе с Эвагором кипрским (II, 844), прогнал персов из Египта, царствовал лет восемь или десять (до 361 года), и возвеличил свое имя, по примеру фараонов, сооружением храмов, других памятников, и надписями. Его сын и преемник Тах, на помощь которому отправился Агесилай (II, 895), продержался только два или три года. Интриги и предательства принудили его бежать (в 358 году). После того, боролись за власть два претендента; победил Нектанеб II, сын «великого Петамуна, начальника стрелков» и дочери Нектанеба I; при помощи греческих наемников он удержался царем в Мемфисе двенадцать лет (до 346 года).

Гробница Артаксеркса II

Гробница Артаксеркса II в Персеполе

 

 

Смерть Артаксеркса II

В последние годы царствования Артаксеркса, в его семействе происходили раздоры, кончавшиеся злодействами. Его старший сын Дарий, уже назначенный наследником престола, ожесточился против отца за то, что царь удалил из его гарема красавицу Аспазию, ионийскую гречанку; в своем раздражении Дарий хотел, при содействии коварного вельможи Тирибаза, убить отца; но заговор был открыть; царь велел предать смерти Дария и Тирибаза. Теперь должно было полагать, что престол достанется по смерти Артаксеркса или тому его сыну, которого любил народ за кротость и прямодушие, Ариаспу, или даровитому и смелому Арсаму, которого отец любил больше других сыновей. Но третий сын Артаксеркса, Ох, довел благородного Ариаспа своими интригами до такого отчаяния, что он отравился; другого брата, Арсама, Ох велел тайно убить. Печаль об этом ускорила смерть отца, и Ох достиг цели своих злодеяний.