Аллод (Allodium, alleu) – в феодальном праве форма самостоятельного землевладения. Слово «аллод» встречается еще в варварских правдах в форме alodis (Салическая правда, 59), где оно означает наследование по закону (по мнению некоторых, наследование исключительно движимости). В феодальную эпоху, в XI – XIII вв., термин «аллод» исключительно прилагается к земле. Аллод противополагается бенефицию, земле, право на пользование которой неразрывно связано со службой и прекращается с прекращением службы, и лену (феоду), переход которого по наследству и отчуждение возможны лишь с согласия сюзерена и оплачиваются определенной пошлиной (релиф). Аллод – земля свободная и самостоятельная, она составляет полную собственность владельца. Аллодиальная собственность не обусловлена службой и не связана ни с какими повинностями. Над ней нет сюзерена. Аллод переходит по наследству без всяких ограничений. При наследовании аллод обыкновенно делится на равные части между наследниками в противоположность простому феоду, где старший имеет преимущества, и баронии, при наследовании которой соблюдается строгий майорат. При отчуждении аллода требуется только согласие родственников, особенно братьев, как лиц непосредственно заинтересованных. Никаких пошлин в пользу сюзерена, затрудняющих отчуждение феода, не существует. Такова юридическая природа аллода.
Лен и аллод, как формы землевладения, не исключали одна другую. Аллод господствует в ту эпоху, когда собственно феодальные отношения еще не достигли большого распространения, когда ленная система только вырабатывалась. Классической страной аллода является юг Франции: Аквитания, Лангедок, Прованс и др. В то время, как в северной и средней Франции было уже в полной силе правило nulle terre sans seigneur («нет земли без господина»), т. е. каждая земля должна непременно признавать над собою, кроме непосредственного владельца, еще и сюзерена, на юге руководящим является как раз обратное: nulle seigneur sans terre – каждый должен доказать свое право сюзеренитета над землей при помощи письменного документа; в противном случае земля считается аллодом. Преобладание аллодиальных отношений на юге Франции объясняется влиянием римского писаного права, с которым не мог справиться выросший на аристократической почве германский обычай. Из других стран аллод был распространен во внутренней Германии больше, чем где бы то ни было, что объясняется пережитками обычного права старой свободной, дофеодальной эпохи. И английская цензива в сущности ближе к аллоду, чем к лену, потому что там зависимость сводится исключительно к оброку. С XIII в. начинается вытеснение аллода леном. Причины этого различны. Аллод, в сущности, всегда оставался вне феодальных отношений в собственном смысле. И аллодиальные владельцы далеко не могли чувствовать себя хорошо среди господства феодальной организации. Они оставались совершенно обособленными в то время, как ленная система представляла из себя крепкую связь. Сложная феодальная иерархия обеспечивала взаимную помощь всем своим членам, и последний мелкий барон прекрасно знал, что всегда найдет помощь у своего сюзерена. Чтобы устранить свою изолированность, аллодиальные землевладельцы пробовали организовать союзы в противовес феодальным, но они мало достигали цели. Свобода от службы и повинностей не вознаграждала за все эти неудобства, и аллодиальные владельцы то добровольно, то насильственно принуждены были переводить свои земли на феоды. Феодальные владельцы, кончая королем, всегда косо смотрели на существование свободной собственности и не пропускали случая, чтобы дать почувствовать владельцам аллодов их изолированность. В конце концов аллод почти совершенно тонет в общей сети ленного владения и в XIV в. попадается лишь спорадически даже в тех странах, где он прежде являлся господствующим.
Литература об аллодах
Шенон, «История аллодов во Франции», 1888