Финансовое положение Франции к концу 1780-х гг. было очень тяжело из-за расточительности королевского двора и несправедливых привилегий высших слоёв. Чтобы улучшить состояние казны, требовались новые налоги. Король Людовик XVI согласился собрать для их введения генеральные штаты – представительство всех трёх французских сословий, не созывавшееся уже более 150 лет. (См. также Французская революция – причины, Обстановка во Франции перед открытием генеральных штатов 1789.)
Французская революция. Кратко и понятно. Иллюстрированная видеоверсия этой статьи
Штаты собрались 5 мая 1789 в Версале (см. Хронологию Великой Французской революции), но правительство само не представило им ни податной реформы, ни проекта конституции. Третье сословие (недворяне), имея 600 депутатов, столько же, сколько два высших сословия вместе взятых (300 у аристократов и 300 у духовенства), потребовало, чтобы голосование при работе штатов производилось поголовно, а не посословно. Дворянство и духовенство не согласились на это, и третье сословие провозгласило, что оно одно как представитель подавляющего большинства нации является Национальным собранием. Недовольное этим правительство пробовало препятствовать дальнейшим собраниям депутатов в Версале. Тогда делегаты третьего сословия собрались в зал игры в мяч и поклялись не расходиться, пока не составят для Франции проекта конституции. Многие духовные лица и дворяне присоединились к Национальному собранию.
Слабохарактерный король, поддавшись уговорам придворных, отставил «реформаторского» главу правительства Неккера. В ответ на это в Париже вспыхнул бунт. Народ разграбил оружейные арсеналы и 14 июля 1789 взял и сравнял с землёй столичную цитадель Бастилию. Король вернул к власти Неккера и сам отправился в Париж для примирения с горожанами, создавшими собственную вооружённую силу – национальную гвардию, под командованием героя войны за независимость США Лафайета.
Взятие Бастилии. Рисунок 1789 г.
В провинциях разгорелись бунты крестьян против помещиков. Власть всюду переходила в руки самочинных комитетов. Перепуганное дворянство в «ночь чудес» 4 августа 1789 заявило в Национальном собрании о добровольном отказе от всех феодальных повинностей и привилегий. Принятая собранием (26 августа) Декларация прав человека возгласила принципы равенства и свободы всех граждан и народовластия.
Крайние ораторы возбуждали народ слухами о готовящемся при дворе перевороте. Под влиянием этой агитации парижский народ 5-6 октября 1789 двинулся из города на королевский дворец Версаль, едва не разграбил его и заставил Людовика XVI и Национальное собрание переехать в столицу, где они попали в зависимость от буйств разнузданной черни.
Лафайет с королевской четой на балконе Версаля 6 октября 1789
Национальное собрание приступило к обсуждению конституции. Оно предписало уничтожить все прежние герцогства и графства и разделило страну на 83 департамента под управлением властей, избираемых населением. Король потерял большую часть прежней власти, однако сохранил пока право veto на решения Национального собрания. Дворянство было ликвидировано как особое высшее сословие, объявлена свобода всех вероисповеданий, церковные имущества отобраны в казну. Вопреки вековым традициям католицизма духовенство было подчинено государству и обязано (1790) принесением присяги конституции. Большинство духовных лиц легко смирилось с потерей имуществ и землевладений, но отказалось дать требуемую присягу, видя в этом посягательство на главные принципы католической религии. Господствующая партия подвергла «неприсягнувших» священников жестоким гонениям, возмутив тем немалую часть народа, которая стала проявлять враждебность к революции.
Среди революционеров усилились радикальные клубы якобинцев и кордельеров, в особенности после смерти влиятельного вождя умеренных конституционалистов Мирабо. Дворяне и другие приверженцы старого порядка стали массами эмигрировать из страны, спасаясь от революционных насилий. Людовик XVI в июне 1791 также сделал попытку бежать с семьёй, но был опознан по пути, остановлен в Варенне и возвращён в Париж, где окончательно попал теперь в положение пленника. В сентябре 1791 он согласился присягнуть выработанной наконец конституции, и выполнившее свою задачу Национальное собрание разошлось.
Его заменило Законодательное собрание, гораздо более «левое» по составу. Над умеренными монархистами здесь преобладали республиканцы, делившиеся на группировки жирондистов (Бриссо, Верньо и др.) и якобинцев-«монтаньяров». Революция уже ввергла страну в сильнейшее расстройство. Чтобы отвлечь внимание народа от внутренних бедствий, жирондисты 20 апреля 1792 начали войну против Австрии и Пруссии. Расстроенная смутами и неповиновением французская армия поначалу терпела в ней позорные неудачи. С целью снять с себя вину за них жирондисты и якобинцы стали внушать народу, что причина поражений – измена противников революции и двора. 20 июня 1792 подзуживаемая радикалами толпа парижского плебса ворвалась сначала в Законодательное собрание, а затем во дворец, где осыпала оскорблениями короля и королеву. После этой «репетиции» был предпринят государственный переворот. 10 августа 1792 масса народа ворвалась в Тюильрийский дворец и изрубила верную Людовику XVI швейцарскую гвардию. Король и его семья искали спасения у Национального собрания, но оно объявило монарха низложенным и приказало заключить его в крепость Тампль.
Якобинская «партия Горы» (монтаньяры), во главе которой стоял новый министр юстиции Дантон, захватила власть – и началось господство террора, кровавое преследование всех подозреваемых в «роялизме». По приказу революционных вожаков банды боевиков-«санкюлотов» 2-6 сентября ежедневно устраивали в парижских тюрьмах избиения арестованных «аристократов», предав смерти несколько тысяч человек. Злодейские «сентябрьские убийства» далеко превзошли кровавостью Варфоломеевскую ночь.
Австрийские и прусские войска в это время вторглись в Шампань. Но временный союз между ещё недавно враждовавшими Австрией и Пруссией был весьма непрочным. Французский военачальник Дюмурье остановил иноземное нашествие в битве у Вальми. Пруссаки почти прекратили войну. Дюмурье вступил в австрийские Нидерланды, где 6 ноября 1792 одержал победу при Жемаппе. К концу году французы заняли всю Бельгию. Другая их армия во главе с Кюстином взяла в Германии города Трир, Шпейер и Майнц.
После переворота 10 августа Законодательное собрание было распущено. 22 сентября 1792 вместо него собрался Национальный конвент, избранный формально всеобщим голосованием, но в обстановке террора на местах. Он провозгласил Францию республикой. Якобинцы настояли на том, чтобы против короля начат был процесс по обвинению в государственной измене. Людовик XVI был обвинен в заговоре против свободы народа. Большинством только одного голоса его приговорили к смерти и казнили 17 января 1793.
Казнь короля возбудила негодование всей Европы. Англия, Голландия и Испания примкнули к коалиции против Франции. 18 марта 1793 Дюмурье был разбит при Неервиндене. Французы были вытеснены почти из всей Бельгии, потеряли и Майнц. Австрийское войско вступило в Эльзас. Крайние вожди революции искусно воспользовались военными поражениями для укрепления своей диктатуры. Конвент потерял всякое значение, уступив его составленному под предлогом чрезвычайных обстоятельств и не ответственному ни перед кем деспотическому правительству – Комитету общественного спасения. Во главе него стояли Робеспьер, Сен-Жюст и Кутон. Для разбора политических дел был учрежден революционный трибунал, который выносил приговоры без юридических формальностей и апелляции. Комитет общественного спасения разослал в провинции своих комиссаров, с задачей насадить и там господство террора. В ответ с весны 1793 в различных областях и городах Франции (Вандея, Лион, Тулон, Марсель, Бордо, Нант) закипели восстания против парижских тиранов.
Якобинские деспоты вступили в борьбу с бывшими гораздо умереннее их жирондистами. 31 мая – 2 июня 1793 произведённый руками столичных санкюлотов новый столичный переворот закончился изгнанием жирондистов из Конвента. Большая часть изгнанных была схвачена и подверглась казни. Та же судьба постигла королеву Марию-Антуанетту и многих видных деятелей первого периода революции. Мстя за это, отважная девушка Шарлотта Корде 13 июля 1793 убила одного из главных проповедников террора – кровожадного Марата.
Якобинцы стали жестоко расправляться с провинциальными восстаниями, отправляя на их подавление целые армии. Революционные «адские колонны» уничтожали всё на своём пути, жгли дома и посевы, беспощадно убивали и грабили сограждан во имя республики. Мятежи одно время охватили бόльшую часть Франции, но среди восставших роялисты-католики, умеренные монархисты и жирондисты не могли столковаться между собой, и это помогло якобинцам подавить разрозненное движение. Тулон, Лион, Марсель и Нант были взяты и подверглись массовому избиению жителей – тех толпами расстреливали картечью или топили в реках. Каратели выстрелами из пушек валили во взятых городах целые улицы и кварталы. При усмирении Тулона отличился молодой артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт – и это стало началом его блестящей карьеры. Правительство террора прибегло к всеобщему грабежу и системе подавления всех имущих.
«Нуайяды» (утопления) «врагов революции» во взятом якобинцами Нанте
Христианство было отменено, христианский календарь заменён «республиканским». Самая крайняя партия якобинцев, с Эбером и Шометтом во главе, хотела водворить во Франции социализм и заменить религию культом разума. Но Робеспьер, сознавая, что это лишь приблизит всенародное восстание, приказал арестовать (1794) и казнить этих «бешеных». Вместо культа разума он ввёл поклонение «верховному существу», лично разыгрывая роль первосвященника новой религии. С другой стороны, Робеспьер сумел взвести на эшафот самого опасного своего конкурента среди якобинцев, Дантона, как слишком «умеренного». Робеспьер и Сен-Жюст хотели водворить ничем не ограниченный деспотизм путем беспощадного истребления всего старого «испорченного поколения». В одном Париже весной 1794 ежедневно всходило на гильотину 60-80 человек.
Максимилиан Робеспьер
Но непрерывная бойня Робеспьера перепугала даже якобинцев. Диктатор задумал новое террористическое избиение «ненадёжных» в самой партии Горы, однако те опередили его, устроив новый переворот 9 термидора (27 июля) 1794. По приказанию конвента Робеспьер был арестован и с сотней своих приверженцев казнен на гильотине.
В конвенте восторжествовали более умеренные деятели. В ноябре 1794 клуб якобинцев был закрыт. Изгнанных из конвента жирондистов возвратили туда, революционный трибунал ликвидировали (31 мая 1795). По новой «конституции III года республики» (1795) конвент заменился собранием из двух палат (Совета старейшин и Совета Пятисот), а исполнительная власть была передана Директории из пяти членов.
Экономическое состояние Франции было самое плачевное. Народ отвык от работы. Торговля, промышленность и земледелие находились в упадке вследствие громадных рекрутских наборов на войну. Ассигнации, выпущенные на 27 миллиардов, упали до одной двухсотой своей ценности. Движение 1789 начиналось под лозунгами борьбы за свободу, но теперь правительственная тирания превзошла всё, что когда-либо было во Франции при королях. Таковы были бесславные итоги «великой» Французской революции.
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.