Всею душою хотел русский человек чтить Бога, Бог был в его сердце, но темен был его ум, не понимал, как надо чтить Бога, как угодить Ему: научить же уму-разуму было некому!

Когда нет истинных наставников, часто за дело берутся разные лжеучители. Еще в конце XIV века стало распространяться ложное учение (ересь) «стригольников» во Пскове и Новгороде. Был тогда обычай брать со вновь поставленных священников так называемую ставленную пошлину. На этот обычай многие роптали: бедным, хотя бы и достойным лицам, очень трудно было попасть в священники. Один дьякон по имени Никита и некто Карп-стригольник (одни объясняют, что он был расстрига-дьякон, другие – что он был по ремеслу стригольник) стали убеждать народ, что те пастыри церкви, которые поставлены на мзде, незаконны. Далее они стали укорять все духовенство тем, что оно берет поборы с живых и мертвых; что оно дурно живет; что все священнодействия и таинства, совершаемые такими недостойными лицами, не имеют никакой силы. В своих отрицаниях еретики-стригольники шли все дальше и дальше: они начали учить, что от недостойных священников не надо принимать ни крещения, ни отпущения грехов, ни причащения и пр.; затем стали устранять всякое священнодействие; право учить вере, по их словам, должно принадлежать всем мирянам. Каяться, говорили стригольники, можно без священника, припадая к земле; таинство причащения надо понимать в духовном смысле; другие таинства и обряды совсем не нужны. Некоторые из еретиков шли еще дальше, стали отвергать воскресение мертвых и т. д. Говорили эти стригольники горячо и красно, притом жизнь вели строгую, посты соблюдали. Понятно, что они увлекли многих, и стала распространяться эта ересь даже среди людей грамотных, которые и раньше задумывались над вопросами веры и видели церковное настроение.

Из Пскова ересь стригольников перешла в Новгород. Никита и Карп явились и сюда; но владыка новгородский отлучил их от церкви, а народ схватил их и кинул в Волхов (1375 г.). Однако сторонники их продолжали распространять ересь. Несколько раз патриархи византийские присылали послания против нее. Во Пскове, наконец, многих стригольников посадили в тюрьмы, других казнили; но ересь все-таки держалась и распространялась втайне.