После отъезда из Дубровина (см. главу «По-родственному») Арина Петровна поселяется с внучками-«сиротками» Аннинькой и Любинькой в нищей деревеньке Погорелке. По старости у неё уже нет сил энергично заниматься хозяйством. Молодые Аннинька и Любинька стремятся из глухой Погорелки в город – и вскоре уезжают поступать в актрисы театра.

 

Господа Головлёвы. Семейные итоги. Краткий пересказ

 

Оставшись среди тягостного одиночества в бедном доме, Арина Петровна поневоле возобновляет связи с обманувшим её сыном Порфирием Владимировичем (Иудушкой). Она начинает наезжать из Погорелки к нему в Головлёво. Давно уже вдовый Иудушка берёт к себе в сожительницы экономку Евпраксеюшку, дочь церковного дьячка – недалёкую, но работящую и хозяйственную женщину с такой широкой спиной, что на неё все поневоле таращат глаза. Арина Петровна часто остаётся в Головлёве по нескольку дней, играя с Порфирием Владимировичем и Евпраксеюшкой в дурачки. Иудушка не прочь принимать у себя мать: долгие вечерние разговоры с Ариной Петровной за картами помогают утолять его ненасытимую страсть к ханжескому пустословию.

Проходит пять лет. Аннинька и Любинька шлют письма, сообщая, что поступили на театральную сцену, но не в Москве, как мечтали, а в Харькове. Они весело проводят время с кавалерами: офицерами и адвокатами, и в Погорелку возвращаться не думают. Порфирий Владимирович, читая их письма, лицемерно отплёвывается.

За эти же годы кончает самоубийством один из двух сыновей Иудушки – Володенька. Он женился вопреки желанию отца, который в наказание прекратил высылать ему деньги. Безвыходная нищета и привела Володеньку к решению наложить на себя руки.

23 ноября, в очередную годовщину самоубийства Володеньки, Порфирий Владимирович, Арина Петровна и Евпраксеюшка играют в карты и слышат в отдалении колокольчик. Ямщик подвозит к дому второго иудушкина сына, Петеньку.

Он входит с понурым видом, разговаривает скованно, а о причине своего прибытия поначалу умалчивает. Петенька сообщает её первым делом не отцу, а Арине Петровне. Он проиграл в карты три тысячи казённых денег и не имеет средств покрыть этот долг. Ему грозит суд. Петенька просит взаймы три тысячи у бабушки, однако та отговаривается бедностью и советует ему обратиться к отцу. Но, зная отца, Петенька не надеется на помощь от него. «Вы бы, бабушка, проклятием ему пригрозили, если он мне денег не даст! Он суеверный и очень проклятия боится. А то что же, мне из-за этих денег в Сибирь идти?» Арина Петровна задумывается над этими словами, но ничего не отвечает.

После бессонной ночи Петенька всё же идёт к отцу с рассказом о своём проступке. Ещё не выслушав сына, Иудушка предупреждает: «Коли ты правильного чего просишь – изволь! никогда я ни в чем правильном не откажу. Ну, а ежели просишь неправильно – не прогневайся! Откажу! У меня натура без вывертов».

Петенька признаётся в проигрыше трёх тысяч. Иудушка резко отказывается дать их. «Убийца!» – шепчет сын ему в спину.

Вся семья собирается к столу. Взбешённый Петенька, развалившись с папироской, иронически поглядывает на отца, а потом говорит, что сейчас пойдёт в церковь отслужить панихиду по брату, «по убиенному рабу Божиему Владимиру». – «Его не убили, он сам себя убил», – замечает Иудушка. – «Нет, вы его убили! – кричит Петенька. – Вы его без копейки оставили!» – «Так зачем он женился против желанья отца?» – «Да ведь вы ему позволили?» – «Я ему ответил: коли хочешь жениться, так женись, я препятствовать не могу! Только всего. А позволения я не давал». – «Да у вас любое слово 10 значений имеет. Володенька из-за вас погиб. Вот и я...»

Петенька разражается истерическими рыданиями. Иудушка начинает: «А кто же вино...». В этот момент всё время молчавшая Арина Петровна вдруг поднимается с кресла с воплем: «Прро-кли-ннаааю!»

 

Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы «Господ Головлёвых» пользуйтесь кнопками Назад Вперёд ниже текста статьи.

На нашем сайте вы можете прочитать полный текст главы «Семейные итоги» и и краткое содержание «Господ Головлёвых» целиком в одной статье.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.