Феофан Прокопович (1681-1736), как и другой виднейший религиозный писатель эпохи Петра I, Стефан Яворский, получил образование сперва в Киевской славяно-греко-латинской Академии, а затем – в польских иезуитских школах, для чего даже временно принял унию. Это рисует Феофана Прокоповича с несимпатичной стороны, да и вообще в моральном отношении он стоит ниже Стефана Яворского. Но в области образования Прокопович – гораздо выше, он обладал большими познаниями и в богословских и светских науках, свободно владел несколькими иностранными языками. Вернувшись в Киев, он так же, как и Стефан Яворский, сперва преподавал в Академии, затем был ее ректором. Католики надеялись склонить Прокоповича на свою сторону, но он, познакомившись близко с католичеством в польских школах и вернувшись к православию, был всю жизнь крайне резко настроен против католичества, и, в противоположность Стефану Яворскому, скорее симпатизировал протестантам. Свои взгляды по этому поводу Феофан Прокопович выразил в «Семи латинских трактатах».
Феофан Прокопович
Получив сам схоластическое образование, Прокопович не одобрял приемы и методы польских схоластических школ, которые он называл «фабриками испорченного красноречия». Язык его проповедей гораздо проще и понятнее, чем у Стефана Яворского, но страдает другим недостатком, типичным для петровской эпохи, – множеством иностранных слов и выражений, как, например, – фортуна, перетринация, коммуникация, фортеция и т. д. Темы проповедей Феофана Прокоповича – большею частью светские, даже странно себе представить, что они были произнесены в церкви, с амвона. Вот, для примера, темы некоторых из его проповедей: о пользе флота, о власти и чести царской. Эта последняя проповедь была сказана в оправдание действий Петра по поводу суда над царевичем Алексеем. Феофан Прокопович был страстным сторонником и защитником реформ Петра Великого, который ценил его ум и способности, приблизил к себе и настоял на том, чтобы он был возведен в сан епископа (Псковского). Впоследствии, Прокопович был назначен одним из двух вице-президентов новоучрежденного Синода. (См. статью Пётр I и церковь.) Духовного в этом человеке было мало.
Феофан Прокопович пережил Петра и во время погребения царя в известном своем надгробном слове с искренним горем восклицал: «Что се есть? До чего мы дожили, о Россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!»
Читайте также статьи Феофан Прокопович, произведения – краткое содержание, Стефан Яворский и Феофан Прокопович, Поэзия петровской эпохи, Драматургия петровской эпохи, Феофан Прокопович «Владимир» – краткое содержание.