Раз летом двое уральских заводских, что в горе малахит добывали, уснули в лесу на траве. Один из них был парень молодой, неженатый, а другой постарше. Молодой вдруг проснулся, а перед ним у большого камня женщина сидит и вроде как посмеивается. Коса у неё черная и ровно бы прилипла к спине.

«Да ведь это сама Медной Горы Хозяйка! – подумал парень. – Платье-то у неё из шелкового малахиту. Камень, а на глаз как шелк».

 

Бажов. Медной горы хозяйка. Краткий пересказ. Аудиокнига с картинками

 

А она и оглянулась и говорит парню:

– Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? Иди-ка поближе, поговорим.

Парень испужался. Но делать нечего, подошел. А под ногами у него ящерок разноцветных собралось несчисленно, похожих на руду медную!

– Признал меня, Степанушко? – спрашивает, смеясь, малахитница. – Ты не пужайся. У меня просьба к тебе есть. Как завтра ты в гору на работу спускаться станешь, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался и эту мою железную шапку не ломал». Понял, Степанушко? А теперь иди да тому, который с тобой, ничего не говори.

Хозяйка, как ящерка, побежала по камню. Вместо рук-ног – лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, а голова человечья. Оглянулась она и говорит:

– Передашь, Степанушко, то, что я тебе сказала, замуж за тебя выйду!

И скрылась.

Вернулся парень домой и думает: как быть? Сказать приказчику такие слова – дело не малое. Не сказать – тоже боязно. Решил сказать.

На другой день народ на работу собрался, перед приказчиком шапки ломая. А Степан подходит к нему и говорит:

– Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и велит она тебе, козлу, с Красногорки убираться.

Приказчик затрясся, велел Степана выпороть, в гору спустить и в самом мокром забое приковать работать. Дали ему задание каждый день по многу малахита кайлом добывать.

Думал Степан, что не справится. Глядит, а малахит из под его кайла сам собой сыплется. А потом Хозяйка вдруг перед ним очутилась.

– Молодец, – говорит, – Степан. Не испужался козла. Хорошо ему сказал. А теперь пойдем мое приданое смотреть.

Но сама принахмурилась. Ящерки со Степана цепь сняли. Хозяйка им вместо него работать велела, а Степана за собой повела внутри горы. Увидал он там комнаты богато изукрашенные. Мебель везде из корольковой меди, стены малахитовые с алмазом. И платье на Хозяйке всё время меняется. То блестит, будто стекло, то алмазной осыпью засверкает, то медным станет.

– Видал мое приданое? – спрашивает хозяйка. – Ну, как насчет женитьбы?

А у Степана уже невеста была, сиротка одна. Он и говорит:

– Не могу на тебе жениться, другой обещался.

Хозяйка на это не огневалась.

– Молодец, – говорит, – Степанушко. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не променял ты свою Настеньку на мои богатства. Вот тебе подарочек для твоей невесты, – и подает малахитовую шкатулку, а там серьги и кольца. – Жить, – говорит, – безбедно будешь с молодой женой, только обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье тебе мое испытание будет.

Накормила она Степана и опять сказала на прощание:

– Ну, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. – А у самой слезы кап-кап – и на руке камешками застывают. Полнехонька горсть. – На-ка, – говорит, – возьми эти камешки на разживу. Большие деньги за них люди дают.

Открыла хозяйка Степану ход обратно к его забою, а шкатулка с подарками маленькая стала, Степан спрятал ее за пазуху. Вскоре надзиратель рудничный подошел – и поразился: у Степана отборного малахита горы наворочены. Побежал надзиратель к приказчику.

– Не иначе, – говорит, – Степан душу нечистой силе продал.

Приказчик перепугался и по прежнему Степанову слову велел на Красногорке работы прекратить. А надзирателю про Степана сказал:

– Это его дело, кому он душу продал, а нам выгоду поиметь надо. Пообещай ему, что на волю выпустим, пущай только малахитовую глыбу во сто пуд найдет.

Вскорости нашел Степан глыбу стопудовую. Узнав об этом, сам барин приехал из Сам-Петербурху, позвал Степана и просил его найти такие малахитовые камни, чтобы можно вырубить из них столбы в пять сажен длиной. Степан и такой малахит нашёл. Вырубил барин из него огромные столбы и отправил в самую главную церкву Сам-Петербурха.

Получил Степан вольную для себя и своей невесты. Но говорили, что Хозяйка огневалась, что столбы в церкву поставили. Степан счастья в жизни не поимел. Женился он, дом обстроил, но здоровьем ослаб. Стал на глазах таять.

Повадился Степан ходить на охоту к Красногорскому руднику, а добычи домой не носил. Раз ушел – и пропал. Нашли его на руднике у высокого камня. Мертвый он лежал и будто улыбался. Сказывали, что около покойника большую ящерку зеленую видели, у которой слезы из глаз капали. А у Степана одна рука была крепко зажата, и в ней зернышки медного изумруда, дорогого камня. Стали те камешки из Степановой руки доставать, а они рассыпались в пыль.

Вот какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.

 

© Автор краткого содержания – «Русская историческая библиотека». Любые виды копирования и воспроизведения этой статьи без согласия правообладателя запрещены!