При своих скептических теоретико-познавательных убеждениях Дэвид Юм должен был придти к оригинальным и любопытным взглядам и на вопросы религии и этики. И действительно, интересуясь религиозной философией, он отвергал возможность сделать предметом научного обоснования и доказательства идеи Бога, бессмертия души, свободы воли и т. д. Все доказательства бытия Божия связаны или с идеей его субстанциальности, или с идеей его отношения к миру, как причины к действию. Ввиду чисто психологического и субъективного значения этих идей не может быть и речи об их объективном применении, в смысле обоснования идеи Божественного бытия.

Дэвид Юм

Портрет Дэвида Юма. Художник А. Рэмзи, 1766

 

Религия, полагает Юм, исключительно дело веры и откровения. Но если так, то собственно для науки интересен только один вопрос, а именно: каким образом психологически возникает необходимость для человека религиозных идей, религиозного сознания? Философия Юма одной из первых ясно ставит проблему психологического исследования религиозного сознания и условий смены положительных религий в жизни человечества. Религия, по его убеждению, имеет корень в самой природе человека, в его чувствах и аффектах, в его естественных нравственных влечениях. Смена же положительных религиозных вероучений зависит от развития человеческого духа, нравственных чувств и стремлений человека. При таких убеждениях Дэвид Юм является, конечно, приверженцем и горячим защитником самой широкой, религиозной терпимости, доходящей даже до полного индифферентизма, так как Юм думал, что для человека, достигшего высшего нравственного развития, религиозные пружины нравственной деятельности становятся излишними. По справедливому замечанию историка философии Виндельбанда, Юм совершенно игнорировал теоретические потребности, лежащие в основании всякого религиозного миросозерцания.