Нравственная философия (этика) Дэвида Юма интересна и в том отношении, что она представляет дальнейший шаг и успех в психологическом анализе внутренних пружин нравственной деятельности человека. Юм, подобно Хатчесону, видит последний источник этической деятельности в чувствах человека, а не в идеях. Все чувства сводятся к двум формам: удовольствия и неудовольствия; – в этих чувствах и надо искать естественного корни нравственных идей. Вследствие общности организации, наши чувства удовольствия находятся в связи с подобными же чувствами других существ. Это свойство Юм в своей этике называет симпатией, которая есть не что иное, как способность сочувствовать удовольствиям и страданиям других существ. В связи с этой способностью, мы одобряем или не одобряем то, что сами делаем, и что другие люди делают для своего блага, например, не одобряем или осуждаем то, что приносит нам или им (и их деятельности) страдания, сочувственно испытываемые и нами. Отсюда уже, мы начинаем неодобрительно относиться к тем своим поступкам, которые приносят другим страдания и заставляют нас за них сочувственно страдать, и на этой почве постепенно развивается нравственное чувство, или совесть.

Дэвид Юм

Портрет Дэвида Юма. Художник А. Рэмзи, 1766

 

На основании этого Юм в своей этике утверждает, что нравственное чувство и совесть – не первоначальные и прирожденные свойства человеческой природы, а продукты духовного развития, развития чувств одобрения и неодобрения – на почве познания условий собственных удовольствий и страданий и на почве симпатии к радостям и страданиям других. Но, очевидно, совесть есть продукт развития человеческого сознания лишь в условиях общественной жизни. Объект совести и этических чувств – общее благо, как условие личного блага. В этике Юма опять проглядывает тенденция утилитаризма, столь неизменно свойственная английскому уму.