Пан – очень древнее греческое божество, преимущественно почитавшееся в Аркадии. Он – бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охранитель стад; на его обязанности лежит забота о них и об их размножении. Он явился на свет с рогами, козлиными ногами и большой бородой и считается сыном Гермеса, этого посланника богов и посредника, а потому и, естественно, отца божества полуживотного облика, переходного от высших богов к низшим. У римлян Пан назывался Фавном.

 

Кто такой Фавн (Пан)?

 

Рождение такого странного сына произвело очень неприятное впечатление на его мать, дочь героя Дриопа, да и боги Олимпа, которым Гермес показал Пана, встретили его появление всеобщим смехом. В одном из гомерических гимнов это происшествие рассказывается следующим образом: «Гермес отправился в Аркадию пасти стада простого смертного, потому что там жила прекрасная нимфа, дочь Дриопа, покорившая сердце хитроумного бога. От этого союза родился странный ребенок с козлиными ногами, с густой бородой и с челом, украшенным двумя рогами. Мать, объятая ужасом при виде такого страшилища, убежала, покинув сына на произвол судьбы, но Гермес, нисколько не смущаясь его странным видом, взял его на руки, и, гордый и радостный, отнес его на Олимп, где показал его всему собранию богов. Все бессмертные развеселились при виде такого уродца и назвали его Паном».

В Лувре находится прекрасная античная статуя Пана, в которой с большим мастерством подчеркнуты все животные черты, характеризующие это божество. Иногда, впрочем, его изображают с человеческими ногами, а на некоторых монетах он является даже в образе юноши, но при нем всегда его отличительные признаки – пастушья палка и пастушья свирель. Древние писатели изображали его всегда стариком и поразительно некрасивым.

Пан недолго оставался на Олимпе. Он любит больше всего лес, горы и поля; он то пробирается сквозь чащу лесов, то карабкается на недоступные скалы и оттуда наблюдает за стадами или же рыскает по горам и перескакивает через пропасти; он вечно в движении, и даже вечером, утомленный своими дневными странствованиями, он не может спокойно отдохнуть, а играет на свирели, и ее нежные звуки привлекают прекрасных нимф, которые приходят плясать на траве под эти звуки. И Пан не может усидеть, он появляется среди них и носится в дикой пляске, пугая нимф своими прыжками.

Все нимфы смеялись над уродливым Паном, и он решил никогда никого не любить. Но жестокий Амур, с которым он однажды попробовал бороться, ранил его сердце, зажег в нем неугасающую любовь к нимфам, и бедный Пан постоянно страдал по какой-нибудь из них.

Бог Пан

Пейзаж с Паном и Сирингой. Картина Рубенса, 1626

 

Однажды встретил он целомудренную нимфу Сирингу единственной страстью которой была охота. Пан тотчас же воспылал к ней любовью, но жестокая нимфа не только не захотела слушать его признаний, а бросилась еще бежать от него. Преследуемая Паном, она добежала до реки Ладона, у речного бога которой она стала просить защиты, и тот превратил ее в тростник.

Огорченный Пан вырезал несколько тростников различной величины, связал их и стал извлекать из них нежные, жалобные звуки, трогающие даже сердца жестоких нимф. Таким образом была изобретена пастушья свирель (syrinx), и Амур, желая утешить огорченного Пана, предсказал ему, что его игра будет привлекать к нему всех красавиц-нимф.

Бог Пан и Сиринга

Пан и Сиринга. Картина Рубенса, 1617-1619

 

Предсказание коварного бога любви исполнилось. Нимфы, едва заслышав свирель, сбегались и плясали вокруг уродливого бога. Пан скоро позабыл свою любовную неудачу; ему вновь понравилась нимфа Питис, которую восхищала его музыка. Но эту нимфу любил холодный и страшный Борей (северный ветер); увидав свою возлюбленную, увлеченную игрой другого бога, он воспылал ревностью и принялся дуть с такою силой, что бедная Питис, не устояв на ногах, упала в пропасть и разбилась. Боги, тронутые ее горестной судьбой, превратили ее в сосну, и с тех пор это дерево посвящено Пану, которого иногда изображают с венком из сосновых веток на голове.

Так же несчастливо окончилась попытка союза Пана с нимфой Эхо, превратившейся в скалу: от нее остался только ее голос.

Пан, как символ темноты, нагоняет на людей страх; он также не любит, когда его покой тревожат шумом, – тогда раздается его грозный голос, нагоняя страх на всех. Он приводит в ужас путников своим внезапным появлением на дороге перед ними. Из-за него люди часто испытывали ничем не объяснимый «панический» страх. Вообще, всякий испуг или страх, являющийся без основательных причин, приписывался влиянию Пана, и паническим страхом объясняли также внезапное бегство с полей битв. Так, например, афиняне верили, что они только при помощи Пана победили многочисленных персов, бежавших с поля сражения при Марафоне. Они в благодарность за это посвятили Пану священное место, поставили там много его статуй и учредили в честь его праздник с жертвоприношениями и шествиями.

Культ его, как покровителя и охранителя домашних животных, относится к самому древнейшему варварскому периоду. Примитивные статуи Пана были снабжены очень реальным символом бога, заботящегося о размножении и увеличении стада – фаллосом. Но в те отдаленные времена такой реализм не считался безнравственным. Зато когда стада не размножались, пастухи осыпали изображение нерадивого божества ударами розог.

Пан считался также богом света, шумной музыки и шумного веселья. Только впоследствии, под влиянием орфической поэзии, он является олицетворением вселенной, а его свирель о семи трубках изображала гармонию вселенной.

В царствование императора Тиберия, как рассказывает предание, раздался однажды с острова Паксос громкий горестный крик: «Великий Пан умер, умер великий Пан!», и с тех пор никто не слыхал ничего больше о боге Пане.