Согласно античной мифологии, бог солнца Гелиос, освещая всю вселенную, мог видеть все, что происходило на ней, даже самое сокровенное, поэтому его называли всевидящим и обращались к нему, желая что-либо узнать. Так, например, он открыл Гефесту измену его жены, Афродиты. Деметре он рассказал о том, что её дочь Персефону похитил бог подземного царства Аид.
Голова Гелиоса. Эллинистический период, остров Родос. Школа Лисиппа
На одной из античных статуй Гелиос изображен в виде одетого юноши; в одной руке он держит шар, в другой – рог изобилия; подле него видны головы его коней. Знаменитый Колосс Родосский, между ног которого свободно проходили парусные суда, был также изображением Гелиоса.
Когда после свержения титанов олимпийские боги поделили вселенную, Гелиос, не присутствовавший при дележе, был всеми позабыт. Он стал жаловаться Зевсу, и тот поднял для него со дна моря остров Родос, посвященный с тех пор Гелиосу.
Легенда о боге солнца Гелиосе
Зодиакальный, или солнечный путь, есть то пространство неба, которое пробегает солнце на своей колеснице в течение года. Путь этот разделен на двенадцать частей, по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий, которые принято изображать в искусстве следующими знаками: Овен (апрель) в сопровождении голубя Венеры; Телец (май), подле него стоит треножник Аполлона; Близнецы (июнь), сопровождаемые черепахой Гермеса; Рак (июль) – за ним орел Зевса; Лев (август) – около него корзина Деметры, ее обвивает змея; Дева (сентябрь), она держит два факела, а за нею шапка Гефеста; Весы (октябрь), их держит ребенок, и подле него волчица Ареса; Скорпион (ноябрь) с собакой Артемиды; Стрелец (декабрь) и лампа Гестии с ослиной головой; Козерог (январь) и павлин Геры; Водолей (февраль) и дельфины Посейдона; Рыбы (март) и сова Афины. При этом полагали, что каждый из богов избирал охотнее всего своим местопребыванием именно то созвездие, которому приданы специальные атрибуты этого божества.
По древним мифам, Гелиос, выходя из обтекающей весь мир реки Океан на востоке, достигал в полдень небесной вершины и затем направлялся к западу, к тому месту, за которым начиналось царство вечного мрака и которое носило название «Солнечные ворота». Там Гелиоса ожидал золотой челн, выкованный для него Гефестом. Он ночью описывал по реке Океану полукруг и к утру вновь прибывал к тому пункту, откуда начинался его дневной путь. Лишь только Гелиос показывался на востоке, как тотчас же горы, в образе дев, открывали ему двери неба и впрягали в его колесницу крылатых коней, изрыгающих пламя.
Дни, месяцы, годы, века вместе с горами составляли свиту Гелиоса, жилище которого – роскошный золотой дворец – находилось на самом дальнем востоке. Прекрасные тихие звезды меркли и скрывались в лоно ночи при первом появлении этого лучезарного бога, а вершины гор, верхушки деревьев и скалы, до которых дотрагивалась, пролетая, златоперстая Аврора (заря), румянились и золотились по мере приближения блестящей колесницы. В своей знаменитой картине Гвидо изобразил Гелиоса на колеснице, сопровождаемого горами и днями, а впереди колесницы летит Аврора, рассыпая на своем пути цветы.
Великан Атлант (Атлас), присужденный Зевсом за ослушание вечно поддерживать своими могучими плечами небесный купол, стоял именно на том пункте вселенной, где ночь и день, чередуясь, следуют друг за другом, никогда не встречаясь. Здесь была расположена принадлежавшая Атланту страна Гесперид, и он владел огромными стадами, которые там паслись. Его собственностью был знаменитый Гесперидский сад, где на деревьях росли золотые яблоки.
Впрочем, в мифах нет точного и определенного указания, где находился конец вселенной и жилище Атланта; некоторые указывают на Кавказ, другие на Ливию или же на Мавританию. В Неаполитанском музее находится знаменитая статуя этого великана, известная под названием Атланта Фарнезского: он изображен поддерживающим небесный купол. В таком же виде он чаще всего представлялся и на резных камнях.
Своими горячими и благотворными лучами Гелиос способствовал росту растений, полезных людям и стадам, но зловредные травы и ядовитые плоды также растут и зреют под влиянием солнечного света и тепла. Вот почему греки считали дочерью Гелиоса волшебницу Цирцею, внучкой – «всезнающую» и «всеизмышляющую» Медею. Обе они умели отыскивать ядовитые плоды и травы и варили из них губительные волшебные напитки.
Сыном Гелиоса от океаниды Климены был знаменитый Фаэтон.