Известный по греческим мифам лидийский царь Тантал водил тесную дружбу со многими богами и однажды даже судил соревнование между Паном и Аполлоном. Некоторые называют Тантала мужем известной Омфалы, но другие говорят, что его дети – Пелопс, Ниоба и Бротей – были рождены то ли дочерью речного бога Пактола Эврианассой, то ли Эвритемистой, дочерью бога другой реки – Ксанфа.
Мифы древней Греции. Тартар. Проклятые богами. Эпизод 10
Тантал был закадычным другом и Зевса, который приглашал его на Олимпийские пиры, где боги пили нектар и амбросию. Но проявив глумливое нечестие, Тантал разгласил тайны Зевса и украл божественную пищу, чтобы поделиться ею со своими смертными друзьями.
Еще никто не успел узнать об этом преступлении, как он совершил еще более страшное. Пригласив олимпийских богов на пир, Тантал обнаружил, что в его кладовых еды на всех не хватит. То ли для того, чтобы проверить, насколько Зевс всеведущ, то ли для того, чтобы накормить небожителей вволю, он разрубил своего сына Пелопса на куски и подложил его мясо богам под видом прекрасного блюда. Все боги тотчас поняли, каким блюдом их угощают, и в ужасе отвернулись. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее мрачным Аидом дочери Персефоне и ничего не замечавшая вокруг, съела плечо юного Пелопса.
За эти два преступления Тантала царство его было разрушено, а сам он был низвергнут Зевсом в подземное царство мёртвых и осужден на вечные муки, как другие великие грешники – Иксион, Сизиф, Титий, данаиды и другие. С тех пор Тантал стоит в прозрачной воде, вечно томимый жаждой и голодом. Волны озера плещутся у его пояса, иногда даже достают подбородка, но стоит ему наклониться, чтобы утолить жажду, как вода бесследно исчезает. Даже если ему удается зачерпнуть пригоршню, влага сбегает у него между пальцев, и он лишь смачивает потрескавшиеся губы, от чего жажда только усиливается. Над головой Тантала склоняются прекрасные плоды – наливные яблоки, сладкие финики, спелые оливы и гранаты, но, как только он протягивает руку к этим лакомствам, налетает ветер, ветви отклоняются и плод становится недосягаемым.
Это и есть танталовы муки. Кроме того огромный камень – утес с горы Сипил – свисает над деревом и постоянно угрожает размозжить Танталу голову. Так он наказан за третье преступление – кражу, отягощенную лжесвидетельством. Вот как Тантал совершил его. Когда Зевс еще совсем ребенком находился на Крите и его вскармливала коза Амалфея, Гефест сделал для матери Зевса, Реи, золотого пса, который должен был сторожить ребенка. Но лидиец Пандарей решил украсть пса и отдать его Танталу, чтобы тот спрятал его на горе Сипил. Когда шум по поводу кражи стих, Пандарей потребовал у Тантала вернуть пса, но Тантал стал клясться Зевсом, что отродясь не только не видел золотой собаки, но и ничего не слышал о ней.
Эту клятву услышал Зевс и распорядился, чтобы Гермес расследовал дело. Тантал продолжал клясться, всё отрицая. Однако Гермес силой или хитростью обнаружил пса, и Зевс бросил Тантала под один из утесов горы Сипил. Пандарей и его жена Гармотея бежали в Афины, а потом на Сицилию, где и кончили бесславно свою жизнь.
Другие утверждают, что золотого пса украл сам Тантал и доверил его сторожить Пандарею. За ложную клятву в том, что он никогда не видел золотого пса, разъяренные боги убили Пандарея и его жену или превратили их в камень.
Наказав Тантала, Зевс оживил несчастного Пелопса, для чего приказал Гермесу собрать все члены его разрубленного тела и снова сварить в том же котле. После этого Зевс произнес над котлом заклинание, и мойра Клото вернула телу Пелопса прежний вид. Деметра дала ему прочную лопатку из слоновой кости вместо той, что она обглодала, Рея вдохнула в него жизнь, а козлоногий Пан стал танцевать вокруг него от радости.
Пелопс возник из волшебного котла таким красивым, что Посейдон унес его с собой на Олимп в колеснице, запряженной золотыми лошадьми. Там он назначил Пелопса своим виночерпием и постельничим и стал кормить его амбросией. Позже Пелопс прославился своим конным состязанием с царём Эномаем. После смерти Пелопса его лопатка из слоновой кости хранилась в городе Писе.