Герой Пелопс унаследовал от своего преступного отца Тантала царства Лидию и Фригию. Однако по требованию царя Трои Ила он был вынужден покинуть Азию. Пелопс забрал с собой свои сказочные богатства и отправился через Эгейское море, в Элладу. Здесь он стал добиваться руки Гипподамии, дочери царя Эномая, который правил городом Писой, в области Элида.
История проклятого рода
Эномай славился своей любовью к лошадям. То ли под влиянием предсказания о том, что его убьёт зять, то ли сам воспылав преступной страстью к дочери, Эномай решил воспрепятствовать замужеству Гипподамии. Всех её женихов он приглашал принять участие в гонках колесниц, где сам выступал их соперником. Для этого Эномай даже проложил особую длинную дорогу от своей расположенной рядом с Олимпией Писы до жертвенника Посейдона на Коринфском перешейке.
Жених получал право начинать гонки на полчаса раньше, а Эномай в это время приносил в жертву барана на алтаре Зевса в Олимпии. Затем он мчался за женихом к Истму. По условию, если жених приходил к цели вторым, то погибал. В случае же победы жених брал в жены Гипподамию, а умереть должен был Эномай.
Поскольку зачатые от ветра кобылы Псилла и Гарпинна, полученные Эномаем от самого бога войны Ареса, намного превосходили по быстроте всех остальных лошадей Греции и могли мчаться быстрее северного ветра Борея, а также благодаря умелости своего возницы Миртила, отец Гипподамии ни разу не дал жениху обойти себя. После гонок проигравшие претенденты подвергались смерти от боевого копья, также подаренного Аресом.
Так Эномай расправился с двенадцатью царевичами, чьи головы, руки и ноги он повесил над воротами своего дворца, а изуродованные тела оставил без погребения. Возничий Эномая Миртил, сын бога Гермеса, тоже был влюблён в Гипподамию, но не решался участвовать в соревновании.
Боги решили вмешаться и прекратить убийства, ибо Эномай стал хвастаться, что в один прекрасный день он построит храм из черепов. Поэтому, когда высадившийся в Элиде Пелопс стал просить своего покровителя, Посейдона, чтобы тот подарил ему самую быструю в мире колесницу, морской бог согласился помочь ему. Вскоре Пелопс стал владельцем золотой колесницы, которая могла промчаться по морю, даже не касаясь волн. Несли её неутомимые крылатые бессмертные кони.
Испытывая колесницу, Пелопс направил ее прямо в Эгейское море. Не успел он и глазом моргнуть, как доскакал по волнам до острова Лесбоса, где его возничий Килл скончался от быстрой езды. Пелопс похоронил его с почестями.
Прибыв в Пису к Эномаю, Пелопс поначалу затрепетал при виде голов, прибитых к воротам дворца. Но он ободрился, решил пойти на хитрость и пообещал вознице соперника Миртилу, что если за предательство своего хозяина тот получит половину его царства и право провести ночь с Гипподамией.
Началось состязание. Пелопс сам правил лошадьми, а подле него в колеснице стояла Гипподамия, которую Эномай всегда приказывал сажать к женихам, чтобы её красота отвлекала их.
Гипподамия уже влюбилась в Пелопса и сама обещала щедро наградить Миртила, если отец по какой-либо причине не сможет догнать жениха. Миртил заменил металлическую чеку в колеснице Эномая на восковую. Когда колесницы достигли самого узкого места Истма и Эномай в пылу погони уже замахнулся копьем, чтобы поразить Пелопса в спину, колеса его колесницы соскочили, он упал и разбился насмерть. Его дух до сих пор бродит около Олимпии. Перед смертью Эномай проклял Миртила, обещав ему скорую смерть от руки Пелопса.
Через некоторое время Пелопс, Гипподамия и Миртил отправились вечером на морскую прогулку. Гипподамия захотела пить. Пелопс причалил свою колесницу к пустынному острову Елене, близ Эвбеи, и отправился на поиски воды. Когда он вернулся, Гипподамия с плачем бросилась ему навстречу и пожаловалась, что Миртил пытался овладеть ею. Пелопс стал бранить возницу, однако тот напомнил ему, что он прежде сам обещал ему ночь с Гипподамией. Пелопс смолчал и погнал колесницу дальше по морю. У мыса на южной оконечности Эвбеи он столкнул Миртила в воду. Погибая в волнах, тот проклял Пелопса и весь его род. Отец Миртила, Гермес, поместил образ загубленного сына среди звезд в виде созвездия Возничего.
Пелопс вернулся в Пису и унаследовал трон Эномая. Вскоре он подчинил себе весь окрестный полуостров, называвшийся в то время Апией или Пеласгиотидой. Пелопс наименовал его теперь в собственную честь – Пелопоннесом («островом Пелопса»). Отвага, мудрость и богатство Пелопса снискали по всей Греции зависть и уважение.
Во время завоевания Пелопоннеса Пелопс предательски убил царя Аркадии Стимфала, разрубив его на куски и разбросав их. За это преступление всю Грецию постиг голод. Чтобы загладить свою вину, Пелопс, по преданию, впервые отпраздновал Олимпийские игры.
С целью умилостивить отца Миртила, Гермеса, Пелопс построил первый на Пелопсоннесе храм этому богу. Миртилу он соорудил кенотаф (пустую гробницу) на ипподроме в Олимпии и воздавал ему почести как герою. Он также воздвиг высокий курган над могилой женихов-неудачников Гипподамии.
У Пелопса и Гипподамии было много детей. Наиболее знамениты среди них были Атрей и Фиест. На их судьбе и судьбе их потомков в полной мере отразилось проклятие Миртила. Сыновьями Атрея являлись знаменитые предводители греков в Троянской войне – братья-цари Агамемнон и Менелай.
Память Пелопса долго чтилась в Греции пышными жертвами. Всё древнее эллинское племя ахейцев считало его своим предком.