– один из древнейших греческих законодателей. Подобно своему старшему современнику, Залевку, Харонд действовал в VII веке до Р. Х. в эллинских колониях Италии. Законодательство Залевка было введено в Локрах Эпизефирских, а законы Харонда приняли (ок. 640 года) во всех городах, основанных на Апеннинах и в Сицилии выходцами из эвбейского полиса Халкиды. К числу этих городов относились Катана, Леонтины, Занкла (Мессана), Регий, Гимера и др.

Южная Италия в эпоху Дионисия Старшего и Дионисия Младшего

Греческие колонии Италии и Сицилии - родина законодательства Харонда

Автор изображения – FlankerFF

 

Целью законодательства Харонда было установить согласие между разными сословиями точным и более прежнего справедливым определением их прав и дать прочные основы для развития честных и скромных привычек. Он изложил свои законы в форме кратких изречений, сильных и ясных.

По законам Харонда, гражданин, выказавший на войне трусость, наказывается тем, что его ставят в женском платье на площади. Лживогообвинителя выставляют на площади, положив на голову ему тамарисковый венок (будто победителю над всеми негодяями в состязании, кто из них хуже). За дружбу с порочными людьми гражданин лишается политических прав; нарушитель сыновних обязанностей, богохульник, злоязычник тоже лишаются политических прав. Тому же наказанию подвергается человек, оказавший сопротивление закону и властям.

Харонд очень заботился охранять законами порядок и нравственность в семейной жизни. Он постановил: кто дает своим детям мачеху, теряет, как разрушитель согласия в своей семье, право занимать общественные должности. Развод дозволителен, но после развода мужчина не имеет права взять жену моложе прежней, а женщина не имеет права выйти за человека моложе прежнего мужа. Сироты отдаются под опеку родных матери их, а имущество их отдается в управление родных отца. Дочь, наследующая родовое имущество, должна выйти за ближайшего из холостых или вдовых родственников. Непокорного сына отец может лишить наследства. Все дети должны учиться; государство содержит школы на свой счет.

Уголовные наказания и у Харонда, как у Залевка, имеют характер возмездия за обиду. Но величина денежных штрафов с бедных меньше, чем с богатых.

Древние писатели хвалили Харонда за то, что он уменьшил злоупотребление присягою, допустив обвиняемого требовать исследования, справедливо ли показание, данное под присягою.

Подобно Залевку, и Харонд старался затруднить перемену в законах, чтоб отвратить легкомысленные нововведения. Один из его законов воспрещал являться в народное собрание с оружием. Предание говорит, что Харонд убил себя, чтоб упрочить своею смертью уважение к этому закону. Однажды, он возвращался в город; он был вооруженный; в это время происходило народное собрание. Харонд поспешил туда. Один из бывших в собрании заметил ему, что он нарушает свой собственный закон; он в подтверждение святости закона бросился грудью на свой меч.

Законы Харонда были написаны стихами. Мальчики и юноши заучивали их наизусть и декламировали на общественных праздниках.