Общая характеристика законов 12 таблиц

 

Так было составлено первое собрание законов для всего народа. Законы 12 таблиц образовали основание римского права, разработка которого в научном духе – одна из главных исторических заслуг римского народа. В искусстве и поэзии римляне остались далеко ниже других цивилизованных народов древнего мира, но они довели до очень высокого развития юриспруденцию и военное искусство. Законы 12 таблиц преподавались в школах, и римские юноши должны были заучивать их наизусть. От них и от комментариев к ним, написанных впоследствии, дошли до нас только отрывки, так что при всей учености и проницательности новейших исследований о них, мы не имеем полных достоверных сведений об их содержании. Но кажется, что некоторые из правил обычного права были смягчены ими в пользу плебеев, и что важнейшими смягчениями были следующие: 1. В постановлениях о семейном праве заметно стремление ограничить власть отца над детьми, домохозяина над всеми, живущими в его доме (первоначально в Риме эта власть, как мы видели, была совершенно неограниченна); заметно стремление сделать семейство менее замкнутым от всякого влияния государственной власти, обратить государство из союза домохозяев в общество, члены которого все граждане. С этой целью была введена форма брака, менее прежней подчинявшая жену мужу, – так называемый брак по долгому сожительству (usus); было введено освобождение сыновей от подвластности отцу (emancipatio). Закон о браке по долгому сожительству постановлял: «женщина, прожившая год без перерыва в супружестве с мужем, поступает по праву давнего сожительства под власть мужа («под руку» мужа, manus); если же она хочет оставаться не поступившей под власть мужа, то должна хоть на время прерывать сожительство и ежегодно проводить три ночи сряду вне мужнина дома». Таким образом была введена форма брака, менее строгая, чем прежний брак, по которому жена поступала «под руку» мужа. По новой форме брака только приданое жены переходило в управление мужа, все другое имущество её оставалось в собственном её управлении. Таким же ослаблением прежней неограниченной власти домохозяина был закон об эманципации, постановлявший, что сын, три раза проданный отцом, освобождается от отцовской власти; по этому закону освобождение сына производилось посредством трех фиктивных актов продажи его. Таким образом уменьшалась строгая замкнутость прежнего патриархального семейного и родового устройства, уменьшалась разница между патрицийской и плебейской формами быта, подготовлялось слияние сословий. 2. По законам о долгах были сделаны некоторые смягчения в пользу должника. Заимодавец сохранил право брать неисправного должника в работу к себе, держать его в долговой темнице, продавать за границу, даже изувечивать и убивать его; но, по произнесении судебного приговора над неисправным должником, ему предоставлялись для уплаты долга три срока, каждый по тридцати дней, для приискания средств на уплату; только по истечении этих сроков он был отдаваем кредитору; кроме того был назначен наивысший дозволительный размер процентов (составлявший, кажется, 10 на сто), и брать больше этого было запрещено под тяжелым наказанием. 3. В законах об обрядах видно стремление ограничить чрезмерные расходы на великолепие похорон. Так, например, было запрещено нанимать людей для натирания трупа благовонными маслами, класть на костер больше одной перины и больше трех окаймленных пурпурой покрывал, класть на костер золотые вещи, употреблять на него обделанное дерево, окуривать его благовониями, окроплять вином с миррой, запрещено иметь в похоронной процессии больше десяти флейтистов, нанимать плакальщиц, делать похоронный пир. 4. Прежде плебейское собрание триб производило суд над лицами, оскорбившими плебеев; если подсудимый был не плебей, а патриций, это было незаконною узурпацией плебеев; но во время смут, патриции часто были принуждены подчиняться этому злоупотреблению. Законы 12 таблиц прекратили его. Они постановили, что право уголовного суда принадлежит исключительно центуриатным комициям, в которых участвовали граждане обоих сословий. Таким образом плебейское собрание по трибам было лишено права уголовного суда даже и над плебеями. Оно продолжало судить магистратов по обвинению народных трибунов, но могло наказывать только денежными штрафами. – Вскоре после законов 12 таблиц были обнародованы законы о религиозных обрядах, называвшиеся «царскими», Это был сборник обычного религиозного права, составленный, вероятно, коллегиею понтифексов; правилам его была дана форма постановлений, сделанных царями.