Психология Спинозы основана на идеи тесной взаимосвязи материального и духовного мира. Эта взаимосвязь проистекает из того, что материя и душа – два атрибута одной и той же субстанции.

Согласно психологическим воззрениям Спинозы, душа человеческая, как всякий интеллектуальный модус, есть проявление бесконечного мышления, тело человеческое есть частный случай бесконечной протяженности. Так как интеллектуальный (идеальный) порядок и реальный (материальный) порядок, принадлежа одной мировой субстанции, параллельны между собой, то каждая душа соответствует телу и всякое тело соответствует идее. Следовательно, душа, психика есть сознательное изображение тела (idea corporis – «идея тела»). Это не значит, что душа есть тело, само сознающее себя. Тело не может быть сознающим субъектом, так как мышление не может происходить из протяжённости, а протяженность из мышления. У Спинозы, как и у Декарта, тело есть только протяженность, а душа – только мышление. Но тело есть объект мышления или души, и нет мышления, знания, души без тела. Душа не имеет сознания о себе, она idea mentis (идея ума) только при том условии, что является idea corporis (идеей тела).

Портрет Спинозы

Бенедикт (Барух) Спиноза. Портрет работы неизвестного художника, 1665

 

Ощущение есть телесный феномен; оно – принадлежность животного и человеческого организма и происходит от высшей организации этих тел. Восприятие или сознание ощущения, напротив, есть факт духовной области. Он состоит в том, что в то время, когда тело получает ощущение, душа создает себе образ или идею этого ощущения. Одновременность этих двух явлений, повторяет Спиноза, объясняется тождественностью психической и телесной субстанции. Душа есть всегда то же, что и тело; хорошо организованному мозгу необходимо соответствует хорошая душа. Согласно тому же закону (тождества идеального и реального порядка), психическое развитие параллельно физическому развитию.

Спиноза говорит, что телесные ощущения сперва смутны, неопределенны: этим смутным ощущениям неразвившегося организма отвечают в психологии смутные идеи или, лучше сказать, образы. Ум на этой стадии психического или физического развития – не что иное, как воображение. Воображение есть источник предрассудков, иллюзий, ошибок. Оно возбуждает в нас веру в существование общих идей, независимых от вещей, веру в конечные причины, управляющие творением вещей, в бестелесные души, в божество с человеческими формами и человеческими страстями, в свободную волю и в другие идолы.

Разум, согласно Спинозе, появляется на более высокой ступени психологического развития. В противоположность воображению, он создаёт не смутные и неадекватные идеи, но дает ясные, точные понятия, соответствующие их объекту. Критерий истины заключается в самой истине и в свойственной ей очевидности. Тот, кто обладает истинным познанием, знает, что оно истинно, и не может сомневаться. Тому, кто возразил бы, что фанатизм так же уверен, что обладает истиной, и так же исключает сомнение и неуверенность, Спиноза ответил бы, что отсутствие сомнения не есть еще положительная уверенность. Истина истинна сама по себе. Она становится таковой не в силу каких-либо аргументов, ибо в таком случае она зависела бы от этих аргументов – она только себе одной обязана своей царственной властью. Как свет в одно и то же время обнаруживается сам и обнаруживает мрак, так истина есть в одно и то же время и норма для себя, и критерий ошибки.

Согласно психологии Спинозы, воображение представляет вещи такими, каковы они по отношению к нам; разум знает их такими, каковы они сами в себе. Объектом неадекватной идеи служит феномен (явление). Адекватная идея выражает саму сущность вещи, то, что она есть как с точки зрения всеобщего и в своих отношениях к вселенной. Воображение крайне эгоистично и антропоморфично; оно думает сделать человеческое мерилом всего существующего. Разум возвышается над личным Я; он смотрит с точки зрения вечного, всеобщего и все относит к Богу. Всякая идея, относимая к Богу, то есть объект, который сознается как модус бесконечного существа, истинна.

Спиноза признаёт одним из главных свойств разума – способность исключать идею случайности и понимать связь вещей как необходимость. Идея случая, подобно многим другим неадекватным психическим идеям, есть продукт воображения тех, кто не знает реальных причин и необходимой связи вещей. Необходимость – это первый постулат разума, лозунг истинной науки. Воображение прибегает к представлению о случайности, ибо теряется в подробностях явлений, разум схватывает их единство. Единство всех вещей, взгляд на них как на проявления одной и той же мировой субстанции – вот второй постулат разума. С точки зрения разума, свободного от оков фантазии, несуществует отдельных от вещей общих понятий – универсалий в смысле средневекового реализма. Спиноза убеждён: общие понятия – не что иное, как психологические абстракции, овеществленные воображением: с одной стороны, существуют общие идеи, в смысле номинализма (notiones communes), с другой стороны – общие законы, неизменные и необходимые правила, по которым отдельные факты с неизбежностью вытекают одни из других. Наконец, разум отвергает конечные, телеологические причины (вроде свободной воли Бога, независимой от внутренней сути миропорядка цели) и признает только действующие причины.

Истинный объект разума, его основная идея – это идея Бога, идея бесконечной и необходимой субстанции, по отношении к которой все остальное только акциденция (её отдельные проявления). Спиноза дает утвердительный ответ на вопрос о возможности иметь адекватную идею бесконечного Существа, но он отрицает за нами возможность представить себе наглядный, чувственный образ Бога путем воображения, и сознается в своей неспособности к этому. Но эта неспособность человеческой психики не есть, по Спинозе, её недостаток. Напротив, было бы ошибкой, и очень крупной, представлять себе Бога в виде зримой, осязаемой, слышимой вещи и смешивать это несовершенное представление с тем понятием бесконечного существа, которое имеет разум.

Общее изложение учения Спинозы читайте в статье Философия Спинозы - кратко