Той же цели, что и спартанское воспитание, – развитию единодушия и воинственности граждан Лаконики – служило другое важное учреждение: спартанцы, имели общественные обеды, «сисситии». Обычай этот произошел у них, очевидно, от привычки обедать вместе, приобретенной во время непрерывной военной жизни, которую должны были очень долго вести дорийцы пяти поселений у Тайгета, постоянно боровшиеся с ахейскими туземцами долины нижнего Эврота. Это была лагерная и походная жизнь. Подобно, сподвижникам гомеровских царей, они привыкли и обедать вместе, как вместе биться. Законодательство Ликурга воспользовалось этим обычаем, благоприятным воинственности. Когда были розданы дорийцам участки, закон, постановил, что лагерный образ жизни будет продолжаться. Это представляло и ту выгоду, что, обедая вместе во время сисситий, воины-спартанцы были постоянно в сборе; непрерывно готовы к выступлению в поход. Правда, общественные обеды мужчин (Andreia) отвлекали их от семейств и увеличивали их издержки; но зато граждане Древней Спарты приучались чувствовать себя принадлежащими обществу, государству, обязанными жить не для себя, а для него.
Каждый спартанец, достигший 20-ти летнего возраста, поступал в число воинов и, если хотел быть полноправным гражданином (гомейем), то был обязан сделаться членом какого-нибудь товарищества, имевшего общую сисситию. В этих товариществах было обыкновенно по 15 человек; члены товарищества соединялись в него не по родству, а по свободному выбору, по взаимному расположению. Первым по почету обеденным товариществом было товарищество спартанских царей; они обедали с пифийцами, полемархами и другими военачальниками, составлявшими на войне ближайшую их свиту. Царям подавали во время сисситий каждому по две порции, чтобы он мог оказать почесть кому-нибудь, приглашая его в гости на обед.
Члены товарищества делали взносы на расходы, нужные для совместной сисситии. За царей взносы делало государство. Месячный взнос члена был медимн (около двух пудов) ячменной крупы или муки, 8 хой (несколько более ведра) вина, 5 мин (фунтов) сыра, две с половиной мины смоковничных ягод и 10 оболов деньгами. Принятие в члены товарищества производилось баллотировкой: слуга нёс кругом стола сосуд; члены товарищества опускали по кусочку хлеба, стискивая кусочек или оставляя его несмятым. Для принятия нового члена нужно было единогласие. Сиссития была очень простым обедом. Главным блюдом была знаменитая «чёрная похлёбка» из свинины и крови с уксусом и солью. Этой похлёбки подавалась каждому порция. Ячменного хлеба и вина подавалось каждому сколько угодно. Десертом были сыр, винные ягоды, оливки. Иногда при сисситиях бывали и добавочные кушанья из подарков, делаемых кем-нибудь: дичь, говядина, рыба. По праздникам обед был лучше, но всё-таки очень простой.
Ходил анекдот будто бы один сибарит сказал, что он не дивится мужеству, с каким спартанцы идут на смерть в битве, потому что жизнь их не лучше смерти. Правда, она была очень сурова; кроме того, что их пища была нелакома, они и вообще должны были выносить много лишений.
Сисситии придавали быту спартанцев характер непрерывной лагерной жизни; и зал общественного обеда не напрасно назывался «шатром». Сисситии чрезвычайно сильно поддерживали и развивали в спартанцах воинственность, жажду военной славы и дух дисциплины. Обеденное товарищество образовало, как должно думать, последнюю степень подразделения спартанской армии на тактические единицы, эномотию; две эномотии составляли триакаду (отряд тридцати). Обеденные товарищества шли в поход с теми же поварами и прислужниками, которые готовили и подавали им сисситию в Спарте и обязанности которых были, по-видимому, наследственными в назначенных для того семействах периэков и илотов. Люди, которые проводили вместе большую часть своего времени, которые любили друг друга, как братья, и каждый из которых был уверен, что другие не выдадут его, шли на войну вместе и бились рядом – это, разумеется, очень сильно поддерживало в них твёрдость души и боевую отвагу.