I. ЮНЫЕ ГОДЫ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
(продолжение)
Народное неудовольствие на лихоимцев. – Московский мятеж 1648 года. – Выдача и убиение ненавистных чиновников. – Обращение царя к народу. – Смута в некоторых областях.
Содержание:
Причины Соляного бунта
К ропоту против иноземцев присоединилось и неудовольствие народное на указ о новой прибавочной пошлине на соль; хотя сия пошлина, по словам указа, назначалась на жалованье служилым людям, оборонявшим православных христиан от крымских и ногайских басурман, и хотя заранее приказано после ее полного поступления в казну отменить сбор стрелецких и ямских денег. Вместе со введением этой новой пошлины правительство объявило своей монополией и продажу табаку, самое употребление которого при Михаиле Федоровиче подвергалось преследованию. Тем же указом ведение соляной пошлиной и табачной продажей сосредоточивалось в Приказе Большой казны, в котором сидели покровители иноземцев, боярин Б. И. Морозов и бывший гость, а теперь посольский и думный дьяк, Назарий Чистаго. На них-то по преимуществу и обратилось народное неудовольствие, как на людей, явно преследующих своекорыстные цели.
После своего брака молодой государь не изменил беспечного образа жизни, занимаясь преимущественно охотой и поездками по монастырям и дворцовым селам и торжественными приемами иноземных посольств; а руководство государственным управлением по-прежнему предоставлял любимцу-воспитателю. Между тем в тесном союзе с сим последним деятельное участие в правительственных делах получил тесть государев И. Д. Милославский, из стольников произведенный в окольничие, а вскоре затем и в бояре. Это, по всем признакам, был человек алчный и ограниченный, спешивший пользоваться своим положением для обогащения как лично себя, так своих жадных родственников и приятелей, которым он доставлял наиболее доходные чиновничьи места. Из них особую ненависть народную своим лихоимством, возбудили окольничие Леонтий Степ. Плещеев и Петр Тих. Траханиотов. Плещеев занимал место судьи в Земском приказе, который ведал, между прочим, городскими сборами мостовыми и поворотными; тут судья этот отличился великим лихоимством и притеснениями московских обывателей. Говорят, он даже прибегал к поклепам: его агенты ложно обвиняли состоятельных людей в убийстве, воровстве и т. п. Последних сажали в тюрьму и потом освобождали только за назначенную сумму денег. Траханиотов, состоявший в родстве с Плещеевым, начальствовал в Пушкарском приказе, где наживался от всяких заказов и от мастеровых людей, например, удерживая у них половину жалованья и заставляя расписываться в получении полного.
Тщетно обиженные подавали челобитные на чиновников-грабителей и неправедных судей. Жалобы их не доходили до государя. Тогда произошел взрыв накипевшего народного чувства.
События Соляного бунта 1648
21 мая совершался обыкновенно, установленный при Василии III, крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь с иконой Владимирской Божией Матери. Но в 1648 году это торжество совпало с Троицыным днем; а царь Алексей Михайлович сей праздник проводил в Троице-Сергиевой Лавре. Отправляясь вместе с царицей в Лавру, государь поручил ведать Москву двум боярам – князьям Пронским, окольничему князю Ромодановскому и двум думным дьякам, Чистаго и Волошенинову; а празднование Владимирской иконы велел отложить до своего возвращения из Троицкого похода. В Москву воротился он 1 июня, и на другой же день совершился крестный ход в Сретенский монастырь с участием государя. Когда Алексей Михайлович верхом на коне, в сопровождении большой свиты из бояр, дворян и всяких придворных чинов, возвращался во дворец, площади и улицы на его пути были запружены народом. Вдруг толпа посадских протеснилась к самому государю, некоторые схватили за узду его коня и молили выслушать их. Они начали громко жаловаться на земского судью Леонтия Плещеева, особенно на чинимые по его наущению оговоры от воровских людей, и били челом всею землею, чтобы неправедный судья был отрешен и заменен человеком честным и добросовестным. Смущенный таким внезапным и шумным челобитьем, царь просил народ успокоиться, обещал расследовать дело и исполнить его желание. Толпа действительно успокоилась после царских милостивых слов и стала провозглашать многолетие государю, который продолжал свой путь.
Движение готово было затихнуть; но строптивость и неблагоразумие знатных людей подлили масло в потухавший огонь. Часть бояр и дворян, находившихся в царской свите, вступилась за Плещеева, стала осыпать толпу бранью и рвать в клочки ос челобитные; а некоторые вместе со своими холопами начал» бить ее нагайками и давить конями. Народ озлобился, схватил каменья и принялся бросать ими в обидчиков. Тогда последние обратились в бегство и устремились во дворец. Но преследующая их все увеличивающаяся толпа пришла уже в ярость и начала ломиться на царский двор, требуя, чтобы ей выдали Плещеева. Караульные стрельцы едва ее сдержали. На верхнем крыльце появился главный заступник чиновников-грабителей, ненавистный народу боярин Б. И. Морозов, и именем государя стал увещевать толпу; но те закричали, чтобы ей выдали и самого Морозова. Последний поспешил скрыться во внутренние покои. Тогда озлобленная чернь бросилась к стоявшему тут же в Кремле дому Морозова, выломала ворота, разбила двери и принялась сокрушать и грабить все, что попадало под руку. Избив слуг, буяны не тронули жену хозяина, как родную сестру царицы. Но они не пощадили икон, с которых срывали жемчуг и драгоценные камни; часть этих камней и жемчугу истолкли в порошок и бросили в окно, крича «это наша кровь» и не позволяя брать себе. Однако жажда добычи превозмогла: жемчуга вообще набрали здесь столько, что потом продавали его целыми шапками за ничтожную сумму; также дешево продавали награбленных дорогих соболей и лисиц; парчовые ткани разрезали ножами и делили между собой, рубили на куски золотые и серебряные кубки и чаши; между прочим разломали роскошную карету, и вынули из нее серебро, которым она и колеса ее были окованы вместо железа. Многие спустились в погреб, разбили бочки с медом и вином, разлили их по земле и до бесчувствия перепились. Но когда хотели разрушить самый дом, царь послал сказать, что этот дом принадлежит ему; тогда толпа оставила его, умертвив дворецкого с двумя его помощниками.
Соляной бунт в Москве 1648. Картина Э. Лисснера, 1938
Покончив с домом Морозова, чернь покинула Кремль и разделилась на разные отряды, которые, увеличиваясь новыми толпами, отправились разрушать и грабить дворы Плещеева, Траханиотова, Чистаго и вообще нелюбимых бояр, окольничих, дьяков и некоторых гостей, друживших с боярами и чиновниками, в том числе дворы князей Никиты Ив. Одоевского и Алексея Мих. Львова. Сами владельцы этих дворов или находились в Кремле, или скрылись, и тем спасли свою жизнь. Так богатый гость Василий Шорин, обвиненный в дороговизне соли, спрятался в нагруженной телеге и вывезен из города. Злая участь постигла в этот день только одного из наиболее ненавистных чиновников, именно думного дьяка Назария Чистаго. За несколько дней до того, возвращаясь из Кремля домой в Китай-город верхом, он повстречал какую-то бешеную корову; испугавшийся конь сбросил с себя всадника, причем последний так сильно расшибся, что замертво был отнесен домой. Он еще болел и лежал в постели, когда услыхал о народном бунте и разграблении дома Морозова. Предчувствуя беду, Чистаго ползком выбрался из горницы и спрятался в сенях под кучей банных веников, приказав своему слуге сверх их наложить еще свиных окороков. Неверный слуга изменил ему; захватив несколько сот червонцев, он бежал из Москвы; а предварительно указал ворвавшейся толпе на убежище своего господина. Чистаго вытащили за ноги из-под веников и сбросили с лестницы на двор, где толпа заколотила его дубьем и топорами до смерти, приговаривая: «это тебе, изменник, за соль!» Труп бросили в навозную яму, после чего принялись взламывать сундуки и грабить имущество.
Мятеж [«Соляной бунт»] быстро принял страшные размеры, и только наступившая ночь прекратила буйство на несколько часов. В царском дворце господствовали ужас и сильная тревога. Ясно было, что чернь, лакнувшая человеческой крови и давшая волю грабительским инстинктам, не остановится и пойдет далее. Опасность увеличилась еще тем обстоятельством, что нельзя было положиться и на самое служилое сословие; так как многие стрельцы и другие военно-служилые люди, казаки, пушкари, затинщики, воротники и пр., недовольные убавкой им жалованья, пристали к мятежникам и принимали участие в грабеже. (Стрелецкий приказ ведал Б.И. Морозов.) К городской черни присоединились и толпы боярской дворни, особенно тех господ, которые жестоко обращались с ней и плохо ее кормили.
Ближние бояре наскоро приняли какие-то меры для обороны дворца. Кремль наглухо заперли, вооружив всех жильцов и другие придворные чины; а к утру велели собраться и явиться ко дворцу всем наемным немцам с их офицерами. Когда этот немецкий отряд в полном вооружении подошел к Кремлевским воротам, у последних уже стояли вновь собравшиеся густые толпы мятежников; однако они не тронули немцев и пропустили их в Кремль. Между тем, как часть бунтующей черни вновь занялась грабежом, эти мятежные толпы громкими криками требовали у царя выдачи Морозова, Плещеева и Траханиотова. По совету с боярами, царь решил выслать Плещеева для всенародной казни чрез палача. Но толпа не стала ждать чтения смертного приговора и соблюдения всех формальностей; она вырвала несчастного из рук палача и притащила на торговую площадь; дубинами раздробили ему голову, а потом топорами разрубили на части труп и бросили в грязь. Но тщетно надеялись этим убийством удовлетворить народную ярость. Покончив с Плещеевым чернь опять стала вопить, чтобы ей выдали Морозова и Траханиотова.
Для увещания мятежников вышло на Лобное место духовенство, с патриархом Иосифом и с иконой Владимирской Божией Матери; вместе с духовенством высланы были и многие дворяне, во главе которых находились наиболее популярные бояре царский дядя Никита Иванович Романов и князья Дм. Мамстр. Черкасский и Мих. Петр. Пронский. Никита Иванович снял свою боярскую шапку и обратился к народу от имени государя, прося не требовать выдачи Морозова и Траханиотова. Народ, однако, продолжал настаивать на их выдаче. Тогда сам царь, окруженный боярами, вышел к Спасским воротам и просил подождать еще два дня, чтобы обсудить дело; во всяком случае обещал удалить обоих виновных из Москвы и ни к каким делам их более не назначать. В исполнение своего обещания он приложился к Спасову образу. Как ни была озлоблена толпа, однако, уступила просьбам и обещанию государя, затихла и начала расходиться по домам.
Но в Москве было много хищных злоумышленников, которым не понравилось такое скорое прекращение смуты и возможности заниматься грабежом. Вероятно действовали тут и непримиримые враги Морозова и Траханиотова, пылавшие к ним местью за обиды и жаждавшие их гибели.
В тот же день 3 июня после обеда в пяти разных местах вспыхнул пожар, несомненно от поджогов. Пламя быстро распространилось с несокрушимой силой и охватило часть Белого города, от Петровки и Неглинной до Чертольских ворот, также прилегающее значительное пространство Земляного города за воротами Никитскими, Арбатскими и Чертольскими, включая расположенные здесь Стрелецкие слободы и государев Остожный двор. Особенно сильный огонь свирепствовал на большом базаре, где горел главный царский кабак или Кружечный двор (на Красной площади); от него грозила опасность и самому Кремлю; но, если верить одному иноземцу, когда голову и неподалеку лежавшие разрубленные части трупа Плещеева, по совету одного монаха, притащили и бросили в огонь, пожар в этом месте начал утихать. Меж тем чернь более занималась грабежом горевших и соседних домов, чем тушением пожара; значительная часть ее набросилась на винные бочки в помянутом кабаке, выбивала у них дно и, черпая водку шапками, сапогами, рукавицами, напивалась до бесчувствия; причем многие задыхались в дыму. Пожар продолжался весь остаток дня и всю ночь. Он истребил от 10 до 15 тысяч домов; более полутора тысячи людей погибли от огня и дыму. Так как при этом погорели ряды Житный, Мучной и Солодяной, то хлеб тотчас вздорожал к вящему озлоблению погорельцев и вообще бедных людей. А тут еще в народе была пущена молва, будто схваченные и пытанные поджигатели сознались, что Борис Морозов и Петр Траханиотов подкупили их выжечь всю Москву из мести к народу. Само собой разумеется, только что затихший мятеж вспыхнул с новой силой,
Утром 4 июня народ опять скопился у Кремлевских ворот и требовал выдачи обоих сановников. Им отвечали, что оба они бежали. В действительности Траханиотова сам царь поспешил было удалить из Москвы; Морозов также пытался бежать; но по выходе из Кремля попался навстречу извозчикам и ямщикам, которые загородили ему дорогу; он ускользнул от них и успел тайным ходом пробраться назад в Кремль. На сей раз Алексей Михайлович решил пожертвовать Траханиотовым, только бы спасти Морозова. Народу объявили, что посылает погоню за беглецами. И действительно, по Троицкой дороге был послан окольничий князь Сем. Ром. Пожарский с конными стрельцами; он нагнал Траханиотова около Троице-Сергиева монастыря, на следующий день, т. е. 5 июня, привез его связанного обратно в Москву. Палач целый час водил несчастного по базару с деревянной колодой на шее; а затем отрубил ему голову на плахе. Эта казнь несколько успокоила народную злобу; однако чернь не переставала требовать, чтобы и Морозова точно так же разыскали и казнили; ибо ее продолжали уверять, что он находится в бегах.
Итоги Соляного бунта
Правительство усердно старалось всеми средствами умиротворить народное возбуждение [«Соляной бунт»]. Многие нелюбимые чиновники были поспешно устранены и заменены другими, более достойными лицами. Начальником Стрелецкого приказа вместо Б. Морозова назначен князь Яков Куденетович Черкасский (впрочем, не на долго; его сменил вскоре Илья Данилович Милославский). Стрельцам и другим служилым людям государь велел давать денежное и хлебное жалованье вдвое против прежнего; а державших дворцовую стражу приказал вволю угощать вином и медом. Царский тесть Милославский начал дружески обращаться с торговыми и вообще посадскими людьми. Ежедневно по очереди он приглашал на свой двор по нескольку человек от черных сотен для угощения и любезных разговоров. Многим бедным погорельцам выдано было вспомоществование из царской казны на возобновление их дворов. Патриарх предписал священникам увещевать своих прихожан и приводить их к мирному настроению.
Когда таким образом буря поутихла, и почва для примирения была подготовлена, умный и находчивый юноша-государь употребил последнее и самое действительное средство. Устроен был торжественный царский выход из Кремля на так называемое Лобное место, куда собрали всенародное множество. Алексей Михайлович, окруженный боярами, обратился к нему с своим словом. Он высказал прискорбие о тех бедах, которые терпел народ от прежних неправедных судей и правителей; обещал, что теперь наступят лучшие времена, так как отныне он сам уже будет иметь за всем бдительный присмотр. Обещал отменить лишнюю пошлину на соль, отобрать назад разные жалованные грамоты на торговую монополию, возобновить и умножить некоторые прежние льготы и т. д. Когда же народ за все это стал выражать свою благодарность, тогда царь заговорил о Морозове как о своем воспитателе и втором отце, к которому питает любовь и признательность. Поэтому убедительно просил не требовать его головы, и повторил данное прежде обещание, что Морозову не только не даст более никакого начальства в приказах или воеводства, но сошлет его в дальний монастырь на пострижение. Красноречивое слово, сопровождаемое слезами, до того подействовало на народ, что, по словам одного иноземца-современника, умиленная толпа начала кричать многолетие Государю и изъявлять полную покорность его воле.
Вслед затем, именно 12 июня, еще до свету Морозов был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь под прикрытием значительного отряда из боярских детей и стрельцов. До какой степени Алексей Михайлович любил Морозова и заботился о нем, показывают сохранившиеся его грамоты к игумену, строителю и келарю Кирилло-Белозерского монастыря. Такова грамота от 6 августа: в виду обычной под монастырем Успенской ярмарки, т.е. большого людского скопления, царь поручает им «оберегать Бориса Ивановича от всякаго дурна» и советует на это время увезти его в какое-либо другое более безопасное место, грозя великой опалой, если ему учинится какое-либо зло. А в конце августа царь пишет, что так как «смутное время утихает», то Борис Иванович пусть едет в свою тверскую вотчину, а игумен и старцы пусть проводят его «с великим бережением». На обеих грамотах имеются собственноручные приписки царя о «самом тщательном охранении его «приятеля, воспитателя, вместо отца родного боярина Б. И. Морозова». А в конце октября того же года 1648 года мы встречаем Морозова уже в столице: он пирует за царским столом в день крестин новорожденного царевича Дмитрия Алексеевича. Следовательно, обещание сослать его в монастырь на пострижение и не возвращать ко двору не было исполнено: а для соблюдения приличия устроили так, что будто бы сам народ подавал челобитную о его возвращении. Но было, по-видимому, исполнено слово не давать ему никакого начальства. Морозов остался просто близким к царю человеком и не принимал подаваемые на царское имя челобитные; причем своим участием и ходатайствами, как говорят, даже заслужил потом народное расположение.
Вообще московский мятеж 1648 года напоминает такой же народный взрыв, происходивший сотню лет тому назад при юном Иване IV; но, очевидно, превзошел его своей энергией и своими размерами. Он вполне оправдал замечание иноземца-современника (Адама Олеария), что русские, особенно простой народ, живя в угнетении, могут сносить и терпеть многое. «Но если этот гнев переходит меру, тогда возбуждается опасное восстание, которое грозит гибелью, хотя бы не высшему, а ближайшему их начальству. Раз они вышли из терпения и возмутились, нелегко бывает усмирить их; тогда они пренебрегают всеми опасностями, и становятся способны на всякое насилие и жестокость».
Мятежи 1648 года в других областях России
На сей раз смута не ограничилась одной столицей, а чувствительно отразилась и в некоторых областях. Так на юго-востоке в городе Козлове (на р. Воронеж) несколько стрельцов, прибывших из Москвы, своими рассказами о столичных грабежах и убийствах легко возмутили местных казаков, стрельцов и черных людей, которые и здесь произвели убийства и грабежи. На северо-востоке произошли мятежи в Двинском краю, именно в городах Сольвычегодске и Устюге. В первом городе мятеж возник по следующему поводу. Приехал сюда из Москвы некто Приклонский для сбора с посадских и уездных пятисот с лишком рублей на жалованье ратным людям, и собирал эти деньги помощию жестокого правежа. Сольвычегодцы сложились и миром поднесли ему 20 рублей, в надежде этим посулом откупиться от дальнейшего правежа. Но вдруг приходят вести о московских событиях и о том, как расправились там с самим Морозовым, главным виновником настоящего сбора. Тогда сольвычегодцы, поджигаемые одним площадным подьячим, потребовали у Приклонского назад свой посул; хотя деньги и были возвращены, однако, толпа подняла бунт, грозила своему воеводе, отняла у Приклонского государеву казну и бумаги; избила его и хотела убить; он успел укрыться в соборную церковь. Толпа намеревалась его оттуда взять; но вдова Матрена Строганова не велела своим людям выдавать его; ибо Строгановы были ктиторами сего храма. Ночью Приклонский уплыл в лодке по реке Вычегде. В Великом Устюге, точно так же после известий о московских событиях, посадские и уездные люди потребовали от подьячего Михайлова назад 200 рублей, которые поднесли ему «в почесть»; тот отказался их возвратить. 8 июля, на праздник св. Прокопия Устюжского, в городе собралось много народу из соседних сел. На следующий день толпа, скопившаяся у Земской избы, подняла мятеж, ударила в набат, и, под руководством некоего кузнеца Чагина, устремилась на воеводский двор, выломала ворота и разграбила его. Подьячий Михайлов был убит и брошен в реку; сам воевода (Мих. Вас. Милославский) едва спасся от смерти; разграблены были еще несколько дворов наиболее зажиточных посадских людей. Для усмирения устюжцев из Москвы был прислан князь Иван Ромодановский с отрядом стрельцов. Главные зачинщики мятежа были повешены; однако Чагин успел бежать. Ромодановский и его подьячий Львов своими пытками и розыском вынудили устюжан всем миром собирать деньги им в посул; ненасытность этих следователей заставила подать царю мирскую челобитную. Тогда прибыл другой следователь, который подверг допросу самого Ромодановского и подьячего Львова[1].
Волнения и мятежи 1648 года хотя и затихли, однако вполне не прекратились. Вскоре они возобновились на северо-западе в старых вечевых центрах, Великом Новгороде и Пскове. Но до того времени в Москве совершилось важное законодательное дело: издание Соборного Уложения.
[1] Указ о новой соляной пошлине по гривне с пуда – Акты Эксп. IV. № 5. Тот же указ, дополнен табачной монополией в С. Г. Г. и Д. III. № 124. Увеличивая соляную пошлину, указ строго запрещал торговать людям, промышлявшим солью, покидать этот промысел.
О царской медвежьей охоте упоминают Дворц. Разр. III. 56: 15 февраля 1647 года, "ходил государь на медведя". А. Зерцалова: "О мятежах в городе Москве и в селе Коломенском 1648, 1662 и 1771 гг." в "Чт. О. И. и Д." 1890. III. Здесь любопытны данные, относящиеся вообще к эпохе мятежей 1648 г. и к нескольким лицам этой эпохи, каковы Чистого, Плещеев и Траханиотов. Назарий Чистого вышел из торговых людей города Ярославля. В 1621 году он именуется гостем. Траханиотов был пожалован из стольников в окольничие 17 марта 1646 г. (Дворц. Разр. III. 32). Челобитная купца Вырубова на насильство Петра Траханиотова, отнявшего у него поместье, сообщено Зерцаловым в Приложениях к "Земским Соборам" Латкина. О хищничестве и насилиях Траханиотова у Симона Азарьина "Книга о чудесах преп. Сергия" (Па-мят. Древ. Письменности. LXX. 1888. 123 – 125). Относительно Леонтия Плещеева Зерцалов сообщил Латкину для его приложений акты из Архива Мин. Юстиции, – это материалы, относящиеся к последним годам Михайлова царствования и принадлежащие к делам Сибирским. Но потом в означенной статье (т. е. в "Чт." 1890 г.) Зерцалов оговаривается, что эти акты, свидетельствующие о разных бесчинствах Плещеева, относятся к другому Леонтию Плещееву, а не к известному земскому судье. Рецензия Платонова на это издание Зерцалова "Нечто о земских сказках 1662 года" в Ж. М. Нар. Пр. 1891 г. Май. Об установлении крестного хода в Сретенский монастырь см. летописи Софийскую вторую и Воскресенскую под 1514 г. (П. С. Р. Л. VI. и VIII. 254).
Наиболее полный рассказ о Московском мятеже 1648 года [Соляном бунте] у Адама Олеария, современника, но не очевидца событий. Гл. XVI (в переводе Барсова в "Чтениях" 1868 г. IV. 267 – 279). На нем основана статья Карамзина "О московском мятеже в царствовании Алексея Михайловича". (Соч. VIII. М. 1820 г.) В подробностях своих и датах этот рассказ отчасти не выдерживает проверки по другим источникам, каковы: Летопись о мн. мятежах (357 – 8), Новый летописец (Времен. О. И. и Д. XVII), Хронограф (Изборн. А. Попова. 247 – 248), Выходы. 180 – 181, Дворц. Разряды. III. 93 – 94. Затем следует важный иноземный источник, именно голландская брошюра, напечатанная в том же 1648 году в Лейдене и заключающая рассказ очевидца, по-видимому, одного из членов находившегося тогда в Москве Голландского посольства. Русский перевод, сделанный с рукописного английского перевода, напечатан в "Историческом Вестнике" (1880. Январь) с предисловием и примечаниями К. Н. Бестужева-Рюмина. На голландский печатный подлинник, имеющийся в Импер. Публич. Библиотеке, указал К. Феттерлейн в "Вестнике Европы" (1880 г. Февраль) и привел некоторые разноречия с английским переводом. Проф. Платонов в Ж. M. H. Проев. (1888. Июнь) поместил найденное им в одном рукописном сборнике Импер. Публ. Библ. повествование о том же бунте с некоторыми подробностями, отличными от других источников, но ближе подходящими к Лейденской брошюре. Эго повествование в особенности дает г. Платонову возможность точнее установить даты событий.
После того значительное количество сведений, относящихся к данной эпохе, извлеченных К. И. Якубовым из Моск. Архива Ин. Дел и Швед. Государст. Архива, помещено им в "Чт. О. И. и Д." за 1898 г. Кн. I. Тут любопытны донесения в Стокгольм шведского резидента в Москве Карла Поммеренга. Укажем некоторые его известия, любопытные в том или другом отношении, хотя и не всегда достоверные, и тем более, что резидент сам сознается в незнании русского языка.
При приеме шведских послов 2 сентября (по нов. ст.) 1647 г., когда они целовали царскую руку, ее держал Б. И. Морозов. В марте 1648 г. резидент передает слухи, что царь стал сам выслушивать челобитные и давать по ним резолюции, посвящая тому один час перед обедом; остальное время уходит главным образом на богослужение. В апреле пишет, что царь, особенно Великим постом, занят церковными обрядами, а во время процессии Вербного воскресенья шел пешком и сам вел лошадь, на которой ехал патриарх в церковь, называемую Иерусалим. В последующих письмах 1648 и 1650 гг. он доносит о Московском мятеже; причем сообщает, будто слуги Морозова стали бить стрельцов, почему последние отказались сражаться за бояр и впустили в Кремль много простого народу, те же слуги якобы подожгли город; будто царица поклонами и подарками соболей склонила посланных от народа, чтобы Морозова оставили в Москве, за что народ побил их камнями; будто народу было обещано впредь спрашивать его совета при обсуждении земских дел. Далее: боярские холопы просили о своем освобождении, и шестеро из них были обезглавлены. Поэтому, когда потом по боярским дворам раздавались мушкеты, то холопы также отказались сражаться за бояр. Царь теперь ежедневно сам работает со своими сотрудниками над водворением хорошего порядка. Патриарх обещал по 4 рубля, а царь – по 10 каждому стрельцу, который подпишет просьбу о возвращении Морозова в Москву. В ночь на 22 октября царица разрешилась царевичем Димитрием, а 26 Морозов воротился в Москву, после чего здесь настали мир и тишина. Патриарх и некоторые бояре хотят выжить всех иностранцев, в том числе офицеров, но царь не согласен. Князь Яков (Куденетович) Черкасский поссорился с Морозовым и другими и самовольно ушел из-за царского стола; на место князя Якова назначен И. Д. Милославский (начальником Иноземского приказа?). Многие переселяются из Москвы. Некоторые знатные люди отдали свое имущество на сохранение резиденту, имеющему стражу из шведских мушкетеров. Шведские кузнецы бегут из Тулы, которая приходит в запустение. Резидент надеется, что Тульские и другие горные заводы не будут более вредить заводам Швеции; он достал Петру Марселису плохого кузнечного мастера от Андрея Дениса и желает, чтобы всех иноземных мастеров выпроводили из России! (стр. 429 и 436, т. е. откровенно говорит, что надо мешать насаждению культуры в России). Во время Иордании 1649 г. стрельцы будто бы хотели убить Морозова; новое волнение, пытки и некоторые казни, толки о новом мятеже. Никита Ив. Романов не хочет подписать новое Уложение. Полковники Гамильтон и Мунк Кармикель едут с 16 капитанами и многими офицерами обучать воинскому делу Прионежское население, которое вместо податей и повинностей желает отправлять военную службу. "28 февраля были у руки великого князя послы Великого Могола". Слухи о намерении царя набрать особую гвардию под начальством голландского полковника Исаака Букгофена. Царь с вельможами увеселяется охотой под Москвой, особенно в Рубцове. Удаленные от Москвы английские и голландские купцы однако получили позволение приезжать из Архангельска в Москву и в течение года взыскивать свои долги и т. д. (стр. 406 – 474).
Шведского путешественника Эриха Пальмквиста "Несколько наблюдений над Россией, ее дорогами, проходами, крепостями и границами во время последнего королевского посольства к царю Московскому в 1674 году". (Рукописный русский перевод в Моск. Архиве Мин. Ин. Дел). Он по дороге между Торжком и Тверью около села и яма Троица Медная указывает старый русский шанец на маленьком холме у самого берега Волги. Этот шанец построен-де князем (?) Бор. Ив. Морозовым во время одного московского бунта, где он скрывался от черни, посягавшей на его жизнь; почему шанец "доселе" называется Морозова Городня. Соответственное сему указанию известие находим в вышеупомянутых донесениях Померенга в октябре 1648 года: "Морозов, который, как говорят, был в Ярославле и других городах, чтобы склонить их на свою сторону, велел соорудить укрепления (шанцы) и собирать народ из своего имения Городец" (428). Две грамоты в Кирилло-Белозерский монастырь о сохранении Б. И. Морозова в Акт. Эксп. IV. № 29 и Дополнение к Ак. Ист. III. № 45. В том же 1648 году Кирилло-Белозерский монастырь возведен на степень архимандрии: настоятелям его дано право священнодействовать с рипидами и свещным осенением. Соловьев (X. Гл. П. Прим. 37) на основании Арх. Мин. Ин. Дел (именно дела 1649 года №№ 19 и 20) сообщает, как в Москве по возвращении Морозова слышались неблагоприятные для правительства толки, вроде следующих: "Государь молодой и глядит все изо рта у бояр Морозова и Милославского; они всем владеют, и сам Государь все это знает, да молчит". Некоторые пророчили новую замятию, кровопролитие и грабеж; причем бояре Никита Ив. Романов, князья Черкасские, Яков Куденетович и Дмитрий Мамстрюкович, и князь Ив. Анд. Голицын со стрельцами станут на сторону народа против Морозова, Милославского и прочих. При сем с негодованием говорилось о тех, которые прикладывали руки (к просьбе о возвращении Морозова). Изобличенных в подобных речах одного казнили смертью, другому отрезали язык. По словам Коллинса, царь дал клятву, что Морозов никогда не возвратится ко двору; но потом тайными происками заставили народ просить об его возвращении. По словам Котошихина (Гл. VII. стр. 84), царица, будучи беременна царевичем Димитрием, и вся царская семья время мятежа провели в большом страхе и трепете. Патриаршая грамота 23 октября 1648 года о молебствии по случаю рождения царевича Димитрия Алексеевича в Ак. Эксп. IV. № 31. А о присутствии Б. И. Морозова на крестном пиру у государя Дворц. Разр. III. 108 и "Записная Книга Москов. стола" в Рус. Истор. Библ. X. 420. По словам Мейерберга, царь в важнейших делах пользовался советами Морозова до самой его смерти и сам приезжал к нему, когда тот лежал в постели, страдая подагрой и водянкой (ум. 1662 г.).
Грамота ростовского митрополита Варлаама в Кириллов монастырь о молебствии, и двухнедельном посте, по случаю голода и мятежей а Москве и других городах, в Акт. Эксп. IV. № 30. О том, что царь сам выходил к народу с образом и уговаривал мятежников, говорится в Распросных речах гостя Стоянова (Дополн. к Ак. Ист. III. № 66); только не ясно, к какому моменту это относится, и тем более, что тут неверно обозначено 12 июня.
Вот еще некоторые причины народного недовольства перед мятежом, указанные источниками:
По словам Олеария, ради увеличения казенных доходов сделаны были железные аршины с клеймом, изображающим орла, и пущены в продажу по цене впятеро превышающей их стоимость; причем употребление старых аршинов запрещено во всем государстве под опасением большой пени. (Рус. перев. 269). Столичные обыватели, дворяне и посадские жаловались на то, что бояре и вообще знатные лица захватили окрестности Москвы под загородные дворы и огороды, лишая обывателей выгона для скота и леса для дров, а монастыри и ямщики выгоны и дороги распахали в пашню. (Зерцалов. "Чт." 1890. III. 19. "Кунцево и Древний Сетунский стан". Забылина). Многочисленные помещичьи дворни часто питали злобу на своих господ за их жестокое обращение. Некоторые от нестерпимых побоев выбегали на улицу и ложно кричали государево слово и дело, чтобы их взяли в Разряд для допроса. Многие дворяне и дети боярские были недовольны заведенными в Москве строгими порядками для ночной безопасности: стрелецкие и солдатские караулы на перекрестках спрашивали, кто идет или едет; причем останавливали всех едущих или идущих без фонаря и отводили в приказ. Отсюда происходили ссоры и драки с объезжими головами, решеточными приказчиками и сторожами. (Олеарий. 188. Зерцалов. Приложение VII).
В № IV Зерцаловских приложений к "Зем. Собор." Латкина челобитная служилого человека Протасьева о том, что во время Московского мятежа разграблен сундук с имуществом, оставленный им на хранение у дьяка Ларионова; причем изодраны были его поместные, закладные и купчие грамоты. Он просит возобновить эти грамоты. Многие бояре и служилые люди после сего мятежа также подают челобитье о возобновлении погибших у них поместных и вотчинных грамот на земельное имущество. (См. у того же Зерцалова в "Чт. О. И. и Д." 1890. III). Между прочим, у бояр Б. И. Морозова и его брата Глеба при разграблении их дворов погибло несколько десятков грамот купчих, послушных, жалованных и пр. Некоторые по их челобитью были вновь выданы им из Поместного приказа. (Ibid. Прилож. VIII). Тут же встречаем челобития служилых и приказных людей – погорельцев, просящих о вспоможении или об отпуске в деревню. (Ibid. и Рус. Ист. Библ. X. 412.)
О мятеже в городе Козлове и попытка к нему в Талицком остроге см. те же извлеченные из Архива Зерцаловым акты в приложениях у Латкина, №№ I, II, III, V и VI, и в "Чт.". 1890 г. Казаков, стрельцов и черных людей г. Козлова взбунтовал своими рассказами о столичных событиях приехавший из Москвы "полковник казак Сафон Кобызев с товарищи"; а в г. Талицке (на р. Сосне) то же сделали три кузнеца-оружейника, присланные из Москвы. (Зерц. ibid. 28.) Какое впечатление и какие толки иногда вызывали московские мятежи в народе и даже среди служилого или помещичьего сословия, показывает "грамотка" или письмо некоего Семена Колтовского из Каширского уезда к своему дяде Порфирию. Между прочим, он пишет: "И нынче государь милостив, сильных из царства выводит, сильных побивают ослопьем да каменьем, ты государь насильства не заводи, чтобы мир не проведал, а надежа ваша с Иваном Владычниным (дьяком Поместного приказа) вся переслылась, и вы ненадейтесь. Нонча кому вы посул давали, совсем они пропали, и лебеди твои остались у Бориса Морозова, а Назарей Чистой и с деньгами пропал". (Зерцалов. "Чт." 1887. III. 50). Кстати: по челобитной вдовы Чистого Агафьи, дано ей государева жалованья на поминки мужа 50 рублей. (Ibid. 51).
О мятежах в Сольвычегодске и Устюге у Соловьева. X. Гл. II. Примеч. 35 и 36 со ссылками на Моск. Главн. Архив Мин. Ин. Дел. (Дела приказные 1649 г. № 41. Дело 1648 г. № 87 и 1649 г. № 8). Может быть, не без связи с московскими смутами произошло в том же 1648 году брожение в сибирских городах, выразившееся челобитьем на их воевод. А в Томске служилые и жилецкие люди подняли открытый бунт против воеводы кн. Ос. Ив. Щербатова под руководством его товарища Бунакова и дьяка Патрикеева. Воеводу они самовольно отставили и заперли его на воеводском дворе. При разборе этого дела в Сибирском приказе кн. Щербатый пытался обвинить Бунакова в том, будто он хочет на Оби "Дон заводить" и "Сибирью завладеть". А Бунаков обвинял Щербатова в изменнических сношениях с Калмыцкими тайшами. См. Оглоблина "К истории Томского бунта 1648 года". ("Чт. О. И. и Д. 1903. Кн. III").