С ясным философскими, историческими и экономическими взглядами выступил русский публицист XVIII века Татищев, ближайший друг Феофана Прокоповича, поклонник Декарта и Вольфа, знакомый с трудами Локка и Макиавелли. Он побывал и в Германии, и в Швеции, и много вынес из своих поездок.
Историк Василий Татищев
В сочинении: «Разговор о пользе наук и училищ» он первый в России выступил с принципиальной защитою «мирского» жития. Не отвергая «жития духовного», он защищал право «мирского» на одинаковое с ним существование. Желание «земного счастья» было, в глазах Татищева, не менее разумно, чем заботы о спасении души. Если для старых приверженцев духовного жития удовлетворение природных склонностей казалось грехом, то для Татищева и других сторонников нового «мирского» – это было только выполнением «естественного закона». Удовлетворение этих потребностей должно быть «порядочно и умеренно».
Такая философия, по его мнению, должна была дать «счастье» – равновесие души. Наука, знание – лучшие спутники этой философии. Право свободного исследования – необходимость новой «мирской» науки: свобода совести, веротерпимость, – лучшие ее украшения, – вот, что значилось на знамени этого ученика Петра.
Поклонник гуманизма, он проклял католический Рим, восславил основоположников протестантства – Уиклифа и Гуса, Лютера и Кальвина, а также Гуго Гроция, Декарта, Коперника и Галилея... Он требовал широкого просвещения для всех, неисключая и крестьян, обличая зло крепостничества.
«Воля, по естеству, – говорит Татищев, – человеку толико нужна и полезна, что не едино благополучие с ней сравниться не может, и ничто ей достойно есть, – ибо, кто воли лишается, тот купно всех благополучий лишается».