Одновременно с францисканским орденом возник ещё один ниществующий орден – доминиканский. Он, однако, имел иное по сравнению с францисканским направление деятельности. Официальное название монахов этого ордена было «проповедники» (praedicatores); доминиканцами они назывались по имени своего основателя. Им был испанец Доминго (Доминик) Гусман (1170–1221), человек ученый. Он получил сан архидиакона в капитуле кафедрального города Осмы (Кастилия). Негодуя на то, что в южной Франции растёт число еретиков, основатель ордена доминиканцев, отправился туда возвращать катаров на путь истины и стал советником вождей свирепого крестового похода на альбигойцев. Доминику казались допустимыми все средства для истребления врагов церкви. Он держал себя с достоинством и нимало не походил на поэтичного романтика Франциска Ассизского, беседовавшего с деревьями.

Святой Доминик

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

 

Апостольская бедность еретиков катаров и вальденсов внушала части народа уважение к ним. Доминик Гусман счёл нужным учредить монашеский орден, который имел бы такое же достоинство, и поставил нищету обязанностью монашеского общества доминиканцев, которое стал формировать около себя. Назначением ордена доминиканцев было проповедовать учение римской церкви. Доминик прибыл на Четвертый Латеранский собор с просьбой, чтобы папа дал утверждение уставу его ордена. Иннокентий III одобрил намерения Доминика, но не захотел нарушить церковного постановления, воспрещавшего основание новых орденов, и решил, что конгрегация, которую желает учредить Доминик, должна принять устав августинского ордена. Вскоре после того Иннокентий умер. Новый папа Гонорий III (1216-1227) без затруднений согласился утвердить устав ордена проповедников, дал им право говорить проповеди во всех церквах и повсюду исповедовать всех желающих. Вскоре при ордене доминиканцев возник, как и при францисканском, женский отдел, а через некоторое время и отдел терциаров. Первыми доминиканскими монахинями стали женщины, обратившиеся из альбигойской ереси в католичество.

Предназначением доминиканского ордена была самоотверженная деятельность на пользу католической церкви. Подобно францисканцам, доминиканцы имели своим правителем орденского генерала, живущего в Риме. Монастыри их были так же разделены на провинции, начальники монастырей назывались приорами. При генерале ордена доминиканцев состоял орденский капитул, устанавливавший законы и наблюдавший за их исполнением. Особенные орденские сановники, называвшиеся дефиниторами, ревизовали монастыри. Получив в свое заведование инквизицию, доминиканцы действовали непреклонно. Они любили повторять о себе латинский каламбур, называвший их «псы Господни» (Domini canes).

Святой Доминик на аутодафе

Святой Доминик, руководящий аутодафе. Художник П. Берругете, ок. 1495

 

На собрании представителей ордена в Болонье Доминик Гусман провозгласил совершенную нищету первым законом ордена и проклял всякого, кто захочет ввести в орден владение движимым богатством или недвижимым имуществом. В это время орден доминиканцев имел уже восемьдесят монастырей. Доминик умер в Болонье 6 августа 1221 и был похоронен в этом городе. Через 12 лет друг его Уголино, бывший тогда папой и носивший в этом качестве имя Григория IX, причислил его к лику святых.