Мать пятилетнего Никиты рано утром уходила в поле на работу. А отца не было: он ушёл на войну и долго не возвращался.
Андрей Платонов. Никита. Слушать краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига
По утрам мать наказывала, чтобы Никита без неё не сжег двора, чтобы он собрал яйца, которые снесут куры и ел в обед молоко с хлебом на столе.
Никита боялся оставаться без матери, но делать было нечего. Сегодня, когда она ушла, он побродил по избе и пошёл во двор. В темноте сарая стояла пустая бочка, и Никита думал, что в ней живёт какой-нибудь маленький человек с длинной бородой: днём спит, а ночью выходит наружу. Никита постучал по бочке, и ему показалось, что оттуда страшным голосом ответили: «Я тут!»
Он выбежал во двор и в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его. Солнце было похоже на умершего дедушку Никиты, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.
За огородом был заброшенный колодец. Никита недавно видел во сне, что там живут на дне маленькие водяные люди, ростом с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные. Никита нагнулся над колодцем, а оттуда кто-то чавкнул. У мальчика дрогнуло сердце. Глядя на солнце, он позвал дедушку и побежал к дому.
На огороде стоял старый пень. Посмотрев на него, Никита увидел, что это голова человека с глазами, носом и ртом, который улыбался. Никита опять испугался.
Во дворе стояла старая баня. «Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! – в страхе подумал Никита. – Ишь, живет себе, вон у ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове».
– Бабушка! – тихо сказал он бане.
Но баня молчала и щерилась на него, как на чужого, а колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих неизвестных людей.
– Мама, иди домой! – попросил Никита далекую мать. – Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их!
Он опять посмотрел на солнце, думая увидеть дедушку. Но солнце скрылось за тучей.
Никита бросился бежать к матери. Поле, где она работала было далеко. Никита уморился, сел в тени овина на околице и сам не заметил, как заснул.
Проснувшись уже поздно, он пошёл домой. Мать его сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это был отец Никиты, вернувшийся с войны.
– Здравствуй, Никита, – сказал солдат. – Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну. А я помню тебя, умирал и помнил.
Наутро Никита вышел во двор уже без страха. Лопухи, сарай, колья в плетне, и пень-голова теперь притихли. Видно, им было боязно отца-солдата.
Отец в сарае осматривал топоры, лопаты, пилу и другие хозяйственные вещи. Никита стал рассказывать ему, что на дворе у них полно живых людей, которые только притворяются постройками и растениями. Но отец сказал:
– Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет.
Днём отец начал готовить доски перестилать пол в избе, а Никита помогал ему, выпрямляя молотком гнутые гвоздики. Выпрямленный гвоздь казался ему не злым, а добрым человечком. А отец сказал: так кажется, потому что ты сам его трудом сработал.
– Давай все трудом работать, и все живые будут, – сказал отцу Никита.
– Давай, сынок, – согласился отец.
© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без согласия правообладателя запрещены!