Платонов (настоящая фамилия – Климентов), Андрей Платонович, писатель, драматург (1.9. [20.8 старого стиля] 1899, Воронеж – 5.1.1951, Москва). Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 1913 работал подсобным рабочим, слесарем, литейщиком и т. п. Участвовал в Гражданской войне на стороне красных – сначала военным корреспондентом, потом рядовым стрелком в отряде ЧОНа. В 1924 закончил Воронежский политехнический институт, работал инженером в области мелиорации и специализировался по электрификации сельского хозяйства.
С 1918 регулярно появлялись его стихи и проза в местной периодике. Первый сборник стихов вышел в 1922, первый сборник рассказов – в 1927. В том же году Платонов переехал в Москву для инженерно-административной работы, но скоро оставил ее и стал заниматься только литературной деятельностью.
Андрей Платонович Платонов
Будучи уже автором многочисленных книжных и журнальных публикаций, Андрей Платонов в 1929 подвергся резкой критике за рассказ Усомнившийся Макар, что было связано в том числе с его кратковременным вхождением в группу «Перевал». Набранный в гранках роман Платонова Чевенгур в 1929 не разрешено было печатать.
Повесть Впрок, где высказано ироническое отношение автора к принудительной коллективизации, послужила причиной почти полного запрета на творчество Платонова в 1931. Роль зачинщика в кампании против Платонова играл А. Фадеев, который и напечатал Впрок в журнале «Красная новь». После публикации повести Сталин лично отправил в этот журнал письмо, где назвал произведение Платонова «рассказом агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения» и потребовал наказать автора.
В 1933 Платонов был включен в состав группы писателей, путешествовавших по Туркменистану; факт этого включения приравнивался к частичной реабилитации. В 1934-37 иногда публиковались некоторые произведения Платонова, в том числе рассказы Фро, Бессмертие, Глиняный дом в уездном саду, повесть Река Потудань. В 1937 вышел сборник прозы, в последующие годы его публикации ограничивались литературно-критическими статьями (в том числе о Пушкине, Хемингуэе, Чапеке, Грине, Паустовском) под псевдонимами Ф. Человеков (1937-41) и А. Фирсов (1938-40). Однако в мае 1938 был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон.
С октября 1942 Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда», публиковал много рассказов, вышло шесть небольших сборников его прозы. Но в отличие от многих других военных корреспондентов (Симонов, Шолохов, Гроссман и др.) он по окончании войны был награждён только медалью «За победу над Германией».
В связи с ужесточением литературной политики, наступившим после партийного постановления от 14.8.1946, В. Ермилов выступил с уничтожающей критикой рассказа Платонова Семья Иванова (позже – под названием Возвращение), обвиняя автора в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой». Вычеркнутый из советской литературы, Платонов умер в 1951 от туберкулеза, которым он заразился от своего сына, в 1940 тяжелобольным вернувшегося из ссылки.
Если не считать публикации четырех коротких текстов Платонова после 1946, его прозаические произведения только после XX съезда партии стали снова доступны советскому читателю. С помощью жены писателя, М. А. Платоновой, были впервые опубликованы некоторые тексты, находившиеся в рукописях. Однако большинство пьес Платонова не печаталось очень долго, а его главные книги – Чевенгур, написанная в 1929/30 повесть об индустриализации и коллективизации Котлован и другие произведения появились только на Западе.
Все творчество Платонова определяет принцип безоговорочной искренности. Его ранняя проза еще близка к орнаментальному стилю, но с годами она становится сжатой и строгой. В лучших своих рассказах и повестях 1920-х годов Платонов смешивает лирическое с иронией, часто пользуется контрастами возвышенного и сниженного, героического и смешного. Город Градов (1926) – это острая и глубокая сатира на советскую бюрократию.
В 30-е годы у Платонова преобладает тема тяжелого труда железнодорожников, который изображается не по схеме и с подлинным сочувствием. В повести Джан (писавшейся в 1933-35 после поездки в Туркменистан и опубликованной только в 1964) верящий в партию идеалист терпит неудачу, пытаясь навязать коммунистическую идеологию обнищавшему народу пустыни; здесь тесно реалистическое переплетается с чудесным на фоне мыслей общечеловеческого плана.
Военные произведения Платонова сочетают патриотическое сознание с беспощадным показом жестокости, которая входит с войной в семьи людей.
В центре его прозы, пронизанной тонким психологическим чутьем, всегда находится человек. «Его фразы обладают тягучим, как при священнослужении, точно размеренным ритмом деревенских рассказчиков» (Drawicz).