Ольга святая
(в крещении Елена) — русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. О происхождении ее делалось много предположений. В начальной летописи упоминается только, что Олег в 903 г. привел Игорю жену из Плескова (Пскова?), именем Ольга. На основании известия одной позднейшей летописи, Плесков отожествляли с болгарским городом Плискувой и Ольгу считали болгарской княжной; но это предположение, хотя оно и объясняет многие факты древней русской истории, нельзя считать доказанным.
Княгиня Ольга. Краткая биография. Слушать аудиокнигу
По смерти Игоря, Ольга стала управлять Киевской землей за своего малолетнего сына Святослава. По летописному рассказу, она жестоко отомстила древлянам, убившим ее мужа, и установила в древлянской земле "уставы и уроки", т. е. дань и натуральные повинности; затем пошла в Новгородскую землю и здесь устроила погосты, т. е. административные центры, и определила дани и оброки в пользу князя. В 955 г., по летописному счислению, Ольга отправилась в Константинополь, где и крестилась; но греческий император Константин Порфирородный рассказывает о пребывании Ольги в Константинополе в 957 г. и вовсе не упоминает о ее крещении там. Вероятно, Ольга крестилась раньше поездки в Константинополь, в Киеве, где уже тогда было много христиан-варягов. По известиям (сомнительным) западных летописцев, в 959 г. Ольга отправила посольство к германскому королю Оттону I с просьбой прислать епископа и священников, что и было исполнено, но посланный епископ должен был возвратиться ни с чем. Попытки Ольги обратить в христианство сына своего Святослава были, по летописному известию, безуспешны. Умерла Ольга в 969 г. в глубокой старости, завещав похоронить ее по христианскому обряду. Она причтена церковью к лику святых; память её празднуется 11 июля.
О происхождении Ольги см. арх. Леонид, "Откуда родом была св. великая княгиня русская Ольга?" ("Русс. Старина", 1888, кн. 7) и И. И. Малышевский, "Происхождение русской великой княгини Ольги св." ("Киевская Старина", 1889, 7 и 8 и отд.). Жития Ольги: проложные (см. "Чтения в ист. общ. Нестора лет.", II, и Макария, "История русской церкви"), в Четьи-Минее Макария и в Степенной книге, в переработке — у Филарета, "Русские святые", под 11 июля.