Из-за вызванных метелями на железных дорогах временных перебоев с подвозом муки в Петрограде росли очереди к булочным – и наконец стало проявляться бурное народное недовольство. Дело усугубили слухи, что хлеба дальше будет ещё меньше. Столичные жители стали раскупать буханок больше обычного, с запасом.
Очередь за хлебом в Петрограде, 1917
23 февраля 1917 толпа (первыми – женщины) стала в некоторых местах бить стёкла в хлебных и продуктовых магазинах, а потом – и грабить их. Часть рабочих забастовала и, подходя толпами к проходным, силой заставляла присоединяться к себе другие заводы. Забастовщики останавливали трамваи, отбирая у вагоновожатых ручки управления.
Пока события сильнее напоминали не бунт, а задорную народную забаву. Впереди пошедших по улицам толп бежали мальчишки с весёлыми криками: «Дайте хлеба»! Простонародная масса вывалила на чистый Невский проспект, где её поддержали хихикающие курсистки и студенты с театральными стонами нараспев: «Дай!-те!-хле!-ба!». К толпе примыкало всё больше богато одетой публики, которая тоже требовала: «хлеба!». Кое-где начали бить полицейских.
Разгром хлебных лавок в Петрограде в феврале 1917. Иллюстрация журнала «Life»
У Казанского собора конные драгуны ненастойчиво теснили народ лошадьми. Сразу после их отъезда он вновь собирался на прежних местах. У Екатерининского канала градоначальник Балк дал казакам команду рассеять сборище карьером, но те исполнили приказ неохотно и плохо (под крики народа: «Ура казакам!»). Однако после решительного наезда здесь же галопом на конях десятка человек конной полиции народная масса мигом рассыпалась во все стороны.
К оглавлению: А. И. Солженицын «Март Семнадцатого» – краткое содержание по главам.