Содержание:
(См. также Боги древних славян - список.)
Мифологические воззрения славян исходят от общей всем индоевропейским народам арийской основы и потому, наряду со многими своеобразными чертами, представляют и много сходства с первобытной религией германцев, греков, литовцев и персов. Народ сравнительно молодой, рано и быстро принявший христианство, славяне не успели выработать вполне законченной мифологической системы. С другой стороны их мифологические воззрения не были закреплены в таких цельных произведениях, как поэмы Гомера и Гесиода или «Эдда» скандинавов, а сохранились лишь в песнях, сказках, загадках и других, не стоящих во взаимодополняющей связи по содержанию произведениях народного творчества, на которых вдобавок часто лежит затемняющая и искажающая печать позднейших верований. Предания славян о создании мира и человека, взгляды на значение своих божеств и имена последних значит, расходятся у разных племен. Согласовывая и взаимодополняя эти варианты, можно установить в общем следующую схему славянской космогонии и мифологии.
Славянская мифология. Кратко. Слушать аудиокнигу
Боги славянской мифологии
В основе их лежит дуализм, т. е. признание славянами доброго начала в лице Белбога и подчиненного ему, но все же вредоносного элемента – в лице Чернобога. Соединенными творческими силами обоих богов возник мир из беспредельного воздушного пространства или небесного океана, среди которого находился светлый ирий (рай) или Буян-остров, блаженная обитель богов. Затем сотворен был Белбогом из глины человек, причем Чернобог не преминул внести и свою нечистую лепту в природу нового творения. Завидуя могуществу Белбога, Чернобог попытался вступить с ним в борьбу, но был побежден и перенес свою ненависть на первого человека (андрогина), обладавшего титаническими силами и жившего в согласии с Белбогом. Он в отсутствие Белбога опьянил человека «за столом божьим» изобретенным им вином и этим навлек на него гнев Белбога, имевший последствием физическое и нравственное измельчание рода людского.
Чуждаясь зла, неизбежного в мире, Белбог (иначе называвшийся Прабог или просто бог, Белун, Сварог, Род, Триглав, Дий) сам не правил миром. С супругой своей Дивой, богиней земли, он царил за облаками, предоставив правление миром и возможную борьбу против зла четырем низшим мировладыкам. Между ними первое место в славянской мифологии занимал Перун, небесный властитель, могучий и гневный чернокудрый бог с пламенными усами и бородою, защищающий и охраняющий людей и ведущий непрерывную борьбу с Чернобогом при помощи громового молота, лука – радуги и стрел – молний. Супруга Перуна, Симаргла, Жива или Сива, была богиней молний, летних гроз и плодородия. Над водной и воздушной стихией властвовал, согласно мифам славян, Стрибог, отец ветров и бог моря, наряду с которым в народной памяти стояло стихийное морское божество – Водяник, безобразный и гневный исполин, своей неистовой пляской поднимающей на море гибельную бурю.
Гамаюн, птица вещая. Картина В. Васнецова на тему славянских мифов. 1897
Далее следовали царь огня: Жижал белорусов Сварожич или Радагаст поморян (бог гостеприимства и хранитель домашнего очага), а также властитель подземного царства, Ний поляков, Ситиврат или Карачун прочих славян, мрачное зимнее божество, супруг богини смерти и мертвящей зимней стужи, Мораны. Ниже названных мировладык стояло в славянских мифах потомство Перуна: сын его, бог солнца Хорс, Даждьбог или Ладо, наиболее почитаемое божество славян, супруг морской царевны Лады или Купалы, богини весны, дождя и плодородия, и брат его Велес или Волос, бог месяца, вдохновитель певцов, «Велесовых внуков», и покровитель стад и диких животных. Сонм высших богов замыкали сыновья Хорса, Лель и Полель, боги законной любви и брака; Чур, хранитель границ, покровитель торговли и всякого прибытка, и Ярило, приапическое божество чувственной любви и плодородия.
Духи и мифические существа у славян
Кроме этих божеств высшего порядка, славянская мифология знала множество земных, стихийных духов. Вся природа представлялась в ней населенною сверхъестественными существами. В лесу властвовали сердитые и вспыльчивые, но честные и не делавшие беспричинного зла лешие. В водах жили водяные деды и прекрасные, но лукавые обольстительницы – русалки. В горных местностях обитали духи-вилы, иногда коварные и злобные, но любившие богатырскую удаль и покровительствовавшие отважным воинам. В горной пещере скрывались роженицы, богини судьбы, предрекавшие новорожденным их участь и т. д.
Храмы и жрецы у славян
Славяне разделяли верования других арийских племен в бессмертие души, загробное воздаяние за добрые и злые дела и в кончину мира, но предания об этом так рано и тесно слились с христианскими представлениями, что из этой амальгамы весьма трудно выделить чисто языческие элементы. Наибольшего развития славянская мифология достигла у поморских славян, у которых, по известиям средневековых немецких анналистов, существовали роскошные храмы, драгоценные идолы и могущественнее жреческое сословие. Относительно культа у других славян не сохранилось определенных указаний, но повсеместное существование храмов и жрецов не может подлежать сомнению и прямо засвидетельствовано для главных городов Руси во времена, предшествующие принятию христианства.
Збручский идол. Возможно, изображение Перуна. Ок. X века
Литература о славянской мифологии
Ф. Буслаев, «Очерки народной поэзии и искусства»
Афанасьев, «Поэтические воззрения славян на природу»
Аверикиев, «Мифическая старина» («Заря», 1870. г.)
Батырь, монография о Перуне
«Белорусские песни» Бессонова
Квашнин-Самарин, «Очерки славянской мифологии»