Содержание:
Космические боги Древнего Китая
Китайские боги небесных и земных стихий и явлений
Китайские боги ремёсел, занятий, людского быта и человеческих качеств
Космические боги Древнего Китая
Шан-ди – бог неба, верховный бог китайского пантеона. Считался прародителем государей первой исторически подтверждённой китайской династии – Шан-Инь. В более поздние времена бог Шан-ди получил и другие имена – Тянь-ди, Тайи и т. д.
Юй-ди – «нефритовый император». Верховный владыка Вселенной, позднейшая модификация образа Шан-ди под влиянием даосизма, буддизма и, возможно, проникшего из Индии культа бога Индры. (См. Боги Индии – список.) Юй-ди сидит на троне с бесстрастным выражением лица, со знаками императорской власти и в халате, расшитом драконами. Из дворца, который находится на высшем из 36 небес, он правит небесами, землёй, подземным миром, всеми богами и духами. При небесном дворе Юй-ди существуют такие же министерства, как вокруг земных правителей.
Бог Юй-ди
Сиванму – в ранних китайских мифах – богиня страны мёртвых на дальнем западе, где Сиванму и живёт во дворце на легендарной горе Куньлунь.
Богиня Сиванму. Статуэтка эпохи Хань
Сиванму похожа на человека, но имеет хвост барса и клыки тигра. Она живёт в пещере, пищу ей приносят три синие птицы. Рядом с Сиванму стоят зайцы, толкущие в ступах снадобье бессмертия. В волосах у неё большая заколка.
Сиванму – богиня небесных кар. Она насылает эпидемии, болезни и стихийные бедствия. Ей подвластна жизнь всех людей, кроме мудрецов и святых.
В позднейшей мифологии даосов Сиванму – воплощение женского начала (инь), которая встречается со своим супругом, повелителем Востока Дун-вангуном, раз в году на крыле гигантской птицы. Она – хозяйка рая (сянь) на горе Куньлунь. Там растут персики бессмертия, туда съезжаются на свои пиры другие божества.
Образ Сиванму чрезвычайно популярен в дальневосточной литературе. Сохранилась легенда о её приезде в гости к великому ханьскому императору У-ди (141-87 до н. э.) в пурпурной колеснице, которой правили небесные феи.
Доу-му – («матушка ковша») – женское божество, ведающее жизнью и смертью. Доу-му живёт на звёздах Большой Медведицы. Она имеет четыре лица и восемь рук, в которых держит лук, копьё, меч, флаг, голову дракона, пагоду, солнце и луну. У неё три глаза, один (посредине лба) поставлен вертикально – благодаря этому она видит всё, что совершается в мире. У Доу-му есть муж Доу-фу («батюшка ковша») и девять звёзд-сыновей, из которых двое – божества Северного и Южного полюсов: первый, в белом одеянии ведает смертями, второй, в красном, – рождениями.
Богиня Доу-му
Янь-ван – владыка загробного мира, китайского ада (Диюя). В его подчинении находятся стражники, чиновники и главы различных адских управ. Образ Янь-вана сложился под влиянием проникших в Китай сказаний об индийском боге смерти Яме, от которого Янь-ван заимствовал и само своё имя.
Пань-гу – первочеловек, родившийся на заре существования вселенной, когда она представляла собой подобие куриного яйца. Пань-гу рос вместе с этим яйцом 18 тысяч лет, пока светлое начало (ян) не образовало небо, а мутное (инь) – землю. Вдох Пань-гу превратился в ветер, выдох – в гром и молнию. Когда Пань-гу открывал глаза, наступал день, когда закрывал – ночь.
Пань-гу вытянулся до гигантских размеров: 90 тысяч ли (около 45 тысяч км). Ростом своего тела он разделил небо и землю, а потом умер. Вслед за этим левый глаз его стал солнцем, правый – луной, четыре конечности и пять частей тела – четырьмя сторонами света и пятью священными горами, кровь – реками, жилы и вены – дорогами, плоть – почвой, волосы и усы – созвездиями, растительность на теле – травами и деревьями, зубы и кости – золотом и каменьями, костный мозг – жемчугом и нефритом, пот – дождём и росой. Паразиты, жившие на теле Пань-гу, превратились в людей.
«Три покровителя» (Сань Хуан)
Фу Си – первый китайский государь, который согласно древней традиции правил с 2852 по 2737 до н. э. (См. Первые китайские императоры.) Фу Си приобщил людей к начаткам семейной жизни и цивилизованности: научил их охотиться, ловить рыбу, варить мясо. Он создал триграммы ба гуа и иероглифы (см. Письменность Древнего Китая), изобрёл гусли, силки, рыболовные сети.
Мать Фу Си, Хуасюй, зачала его, наступив среди болота грома (Лэйцзэ) на след дракона-громовника с человечьей головой. Поэтому Фу Си имел тело змеи (дракона) и голову человека, как и его жена – прародительница-Нюйву.
Император Фу Си
Нюйва – богиня, часто изображаемая в виде полуженщины-полузмеи. Нюйва – жена Фу Си, создательница людей и прародительница царей первой (легендарной) китайской династии – Ся.
Богиня Нюйва
В китайских мифах говорится, что Нюйва вылепила род людской из глины. Первоначально она собственноручно лепила людям руки, ноги, носы, глаза и другие органы тела. Но такая работа была весьма обременительна, и Нюйва мало-помалу стала просто опускать в глину верёвку и встряхивать её. Из летевших с верёвки глиняных комков тоже получались люди, но менее совершенные. От тех, кого Нюйва изготовляла своими руками, произошли знатные и богатые, а от бесформенных комков – простонародье и бедняки.
Во время космической катастрофы, когда обрушились четыре предела земли, Нюйва «починила» мироздание: заделала дыру в небе драгоценными камнями и подпёрла небосвод с четырёх сторон ногами, которые она отрубила у гигантской черепахи Ао.
Шэнь-нун – («божественный земледелец»), второй китайский император, преемник Фу Си, правивший, согласно традиции, в 2737-2699 до нашей эры. Изобретатель земледелия, торговли и медицины. По преданию, мать Шэнь-нуна зачала его после того, как увидела чудесного дракона, поэтому Шэнь-нун, подобно Нюйве и Фу Си имел змеиное тело, человечье лицо – а также бычью голову и нос тигра. Окраска его тела была зелёной – по цвету растительности.
Шэнь-нун
В правление этого императора с неба дождём выпало просо, и Шэнь-нун тут же стал пахать землю и сеять его. Он помог людям распознать целебные свойства различных трав, сам готовил целебные отвары. Шэнь-нун владел волшебным животным яошоу («лекарственный зверь»). Когда кто-нибудь заболевал, стоило только погладить этого зверя по спине – он тут же мчался в поля и приносил в зубах нужную для выздоровления траву.
«Пять божеств» (У Ди)
Пять божеств (У Ди) или Пять великих (У Тай) – божества, символизирующие пять направлений (четыре стороны света и центр). К ним относятся: владыка востока Цан-ди («зелёный государь»), владыка юга Чи-ди («красный государь»), владыка центра Хуан-ди, владыка запада Бай-ди и владыка севера Хэй-ди.
Пять Божеств (У Ди). Современная фреска
Каждый из «владык пяти направлений» имеет волшебное животное, которое воплощает его дух. Это (соответственно порядку, в котором они перечислены выше) – Цинлун (зелёный дракон), Чжуняо («красная птица», вроде феникса), единорог Цилинь, белый тигр Байху и Сюньу (черепаха, обвитая змеёй).
Пять У Ди соответствуют также «пяти стихиям» (дерево, огонь, земля, металл, вода).
Иногда термином У Ди обозначают не владык пяти направлений, а пятерых легендарных правителей древности: императоров Шао-хао, Чжуань-сюя, Ди Ку, Яо и Шуня. (См. Первые китайские императоры.)
Китайские боги небесных и земных стихий и явлений
Гунгун – бог воды. Злой дух с телом змеи, лицом человека и красными волосами. Борьба Гунгуна с богом огня Чжужуном, завершилась победой последнего. С досады Гунгун стал биться головой о гору Бучжоушань, чем едва не сокрушил всё мироздание, которое пришлось спасать богине Нюйве. Гунгун также пытался помешать великому Юю усмирить всемирный потоп. Помощники Гунгуна – жестокий и жадный Сянлю, с телом змеи и девятью человечьими головами, а также злой Фую, превратившийся после смерти в медведя.
Юйцянь – бог моря. У него человечье лицо, но туловище чёрной птицы. Из ушей у него свешивается по змее, и стоит он на двух красных змеях.
Хэ-бо – бог рек, иногда – особый бог реки Хуанхэ, с человечьим лицом, но рыбьим туловищем. Xэ-бо ездит по воде в колеснице, запряжённой двумя драконами, в сопровождении ещё двух драконов. Он любит женскую красоту. В древнем Китае существовал обряд жертвоприношения (отправки в жёны) Xэ-бо красивейшей девушки.
Фэй Лянь (Фэн Бо) – бог ветра. Дракон с телом оленя, головой птицы, с рогами, хвостом змеи и пятнами барса. Ветры он носит с собой в большом мешке. Свой ужасный облик Фэй Лянь получил в наказание за то, что во время великой войны за власть над миром между императором Хуан-ди и злым великаном Чи Ю помогал последнему.
Юй-ши – бог дождя. Могучий военачальник в жёлтых доспехах, с чёрной бородой. Он держит в левой руке чашу с драконом внутри, а правой как бы разбрызгивает дождь.
Лэй-гун – бог грома. Он имеет тело дракона, человечью голову, разъезжает в облаках на колеснице и бьёт молотком по двум барабанам. Иногда его описывают как свиноподобное крылатое существо чёрного цвета, с рогами и двумя когтями на передних в задних лапах.
Дянь-му – богиня молнии, сопровождающая бога грома Лэй-гуна. Стоя на облаке и держа в поднятых над головой руках два зеркала, она то сближает, то разводит их, отчего и получается молния.
Чжужун – бог огня. У него лицо человека, но глаза пчелы и свиное рыло. Чжужун разъезжает на двух драконах.
Янь-ди (Чи-ди) – бог солнца и лета, повелитель Юга.
Чанъэ – жена знаменитого героя, стрелка И, которая тайком в одиночку приняла полученное её мужем у Сиванму снадобье бессмертия, унеслась на луну и стала её богиней. На луне Чанъэ превратилась в трёхлапую жабу – чань, которая вместе с живущим там же зайцем Юэ Ту вечно толчёт эликсир бессмертия в ступе.
Хоу-ту – бог (позже богиня) земли и повелитель Юду – столицы подземного мира, расположенной на крайнем севере.
Богиня земли Хоу-ту
Тай-суй – бог времени и планеты Суй-син (Юпитер). Управляет временами года, месяцами, днями. Понятие о времени было связано в Китае с Юпитером, потому что оборот этой планеты вокруг Солнца очень долог – он составляет почти 12 лет.
Ли Бин – бог года. Считался сыном Чжоу Синя, жестокого тирана, последнего государя династии Инь, низвергнутого основателем рода Чжоу.
Саоцин-нян – богиня хорошей погоды. Изображалась как женщина, засучившая рукава и орудующая веником.
Гуйму – «мать бесов». Богиня, которая утром рождает тысячу бесов, а вечером поедает их. У неё голова тигра, ноги дракона-луна, брови четырёхпалого дракона – мана, глаза водяного дракона – цзяо. Образ Гуйму, видимо, заимствован китайцами от буддистов.
Китайские боги ремёсел, занятий, людского быта и человеческих качеств
Гуаньинь («Внемлющая звукам (мира)») – китайский перевод санскритского имени Авалокитешвара, в Корее – Кваным, в Японии – Каннон) – заимствованное из буддизма женское божество милосердия, спасительница людей от бедствий, подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома. Очень популярная в Китае Гуаньинь часто изображается тысячерукой, с глазами на ладони каждой руки. Этими глазами она видит всех, кто бедствует в бесчисленных мирах вселенной, а руками спасает их. Облик Гуаньинь близок к христианской Богородице.
Богиня Гуаньинь. Вьетнамская статуя XVII века
Си-шэнь – бог радости и наслаждения. Он имеет облик человека, который несёт корзину или решето, с улыбкой сгребая туда золотые и серебряные слитки.
Юэся Лаожэнь – божество бракосочетаний.
Шоу-син – бог долголетия, живущей на одноименной звезде (в Европе она именуется Канопусом). На изображениях Шоу-син держит в одной руке посох с привязанными к нему тыквой-горлянкой (символ процветания потомства) и бумажным свитком (символ долголетия), а в другой – персик (также символ долголетия).
Чэнхуан – бог-охранитель городов. Обычно изображался в облике чиновника высшего ранга. В качестве Чэнхуана в каждом городе почитали какого-либо деятеля, спасшего данный город или прославившегося службой в нём.
Туди – божество данной местности или деревни. После смерти человека он делает в особой книге отметку про душу умершего и сообщает о ней своему начальнику – Чэнхуану. Изображался стариком в чиновничьей шапке.
Цзао-ван – божество домашнего очага.
Чуан-шэнь – божество кровати.
Вэньчан – бог литературы. Ведал писательскими делами и экзаменами на чиновничий пост. Изображался сидящим в одежде чиновника со скипетром в руке, символизировавшим исполнение желаний. Двумя помощниками Вэньчана были Куй-син и Чжу-и. Чжу-и, старик с длинной бородой, одетый в красное, подсказывал экзаменующимся, что надо писать в сочинении.
Мэн Тянь – бог кистей для письма. Обожествленный знаменитый полководец, который служил объединившему Китай императору Цинь Ши-хуанди и считался изобретателем писчей кисти.
Лу-шэнь – божество карьеры, особо почитавшееся чиновниками. Имел облик старца, едущего верхом на олене.
Бигань – гражданский бог богатства. В старом Китае все начальники делились на гражданские и военные чины – подобно этому и среди некоторых божеств имелись особые персонажи для гражданских лиц и военнослужащих.
Гуань-ди – бог войны и военный бог богатства. Это – обожествлённый Гуань Юй (160-219 гг.), бесстрашный и верный слуга Лю Бэя, государя эпохи Троецарствия.
Лю Хай – бог монет, входящий в свиту богов богатства. Он держит в руках шнур с нанизанными на него монетами, за нижнюю из них держится ртом трёхлапая жаба.
Бянь Хэ – бог-покровитель ювелиров.
Гэ-Сяньвэн – бог-покровитель красильщиков.
Сунь Бинь – бог-покровитель сапожников, чеботарей и шорников
Лу Бань – бог-покровитель плотников и строителей
Янь-гун – водяной дух, покровитель моряков.
Ян Цзянцзюнь – бог-покровитель лодочников, плотогонов и торговцев деревом.
Ду Кан и Сыма Сянжу – боги-покровители виноделов и виноторговцев
Лаолан – бог-покровитель актёров и певичек.
Удай Юаньшуай – бог-покровитель музыкантов.
Ло-цзу – бог нищих и цирюльников.
Китайские боги врачевания
Бянь Цао – один из богов врачевания с птичьим клювом и крыльями летучей мыши, сподвижник третьего китайского императора Хуан-ди, помогавший ему узнавать целебные свойства растений.
Вэй Гу – один из богов-покровителей медицины.
Вэй Шаньцзюнь – один из богов-покровителей медицины.
Яньгуан – богиня зрения, исцелительница глазных болезней, а также охранительница от них.
Доу-шэнь – божество оспы, иногда мужское, иногда женское. Изображается с лицом, обезображенным оспинами.
Гэ-гу – богиня-покровительница повивальных бабок и деторождения. Дощечки с её именем обычно приносили в комнату, где проходили тяжёлые роды.
Данай Фужэнь – богиня, помогающая родам.
Бися юаньцзунь – богиня-чадоподательница и покровительница детей, а также лис.
Няннян – класс богинь-чадоподательниц и охранительниц младенцев
Чжан-сянь – божество, дарующее мужское потомство.
Сунь Сымяо – бог-покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями.
Китайские боги животных
Лун-ван – бог-повелитель драконов. Он выглядит как дракон (лун) громадного размера – около 500 метров в длину. Иногда считалось, что Лун-ван – один, а иногда, что их четыре – каждый для одного из главных морей: Гуандэ («увеличивающий добродетель») – Лун-ван Восточного моря, Гуанли («увеличивающий богатство») – Южного, Гуанжун («увеличивающий благосклонность») – Западного, Гуанцзэ («увеличивающий щедрость») – Северного. Все они – братья колоссальной черепахи Ао.
Царь драконов Лун-ван
Лун-ван живёт в хрустальном подводном дворце лунгун («драконов дворец»), где хранятся несметные сокровища. У него есть собственное морское воинство: черепахи, каракатицы, креветки, рыбы и другие обитатели моря, способные к оборотничеству.
В Китае Лун-ван чрезвычайно почитался, ему было посвящено множество храмов. Его заступничества просили моряки, рыбаки и водоносы. К Лун-вану обращались с мольбой о защите от засухи.
Ао – гигантская черепаха, которая плавает по морю, держа на спине три священные горы – Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан – обиталища бессмертных. При произошедшей древле катастрофе мироздания богиня Нюйва подпёрла небо ногами Ао, чтобы оно не рухнуло на землю.
Ма-ван – бог-покровитель лошадей. Иногда представлялся в виде царя, окружённого военачальниками, в других случаях – как конь, сопровождаемый драконом, фениксом и журавлём.
Ню-ван – бог-покровитель крупного рогатого скота, который он защищает от болезней.
Чун-ван – бог-повелитель вредных насекомых, гадов, земноводных, червей.
Бачжа – божество, уничтожающее саранчу
Цань-шэнь – богиня шелководства и охранительница тутовых деревьев.
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.