В этой статье рассматривается не социальное и экономическое мировоззрение Карла Маркса (о них - см. в статьях Философия истории Карла Маркса и Политическая экономия Маркса), а лишь общефилософское, хотя о нем можно говорить только условно. У Маркса чисто философских трудов, если не считать ранних статей, о которых речь будет ниже, и докторской диссертации об Эпикуре, вообще не было, и о его философских мнениях приходится судить по общим замечаниям или же умозаключать. Но если начать по порядку, с теории познания, с кантовского вопроса, с гносеологии, то у Маркса находим здесь полное отсутствие гносеологической проблемы; даже удивительно, что человек, прошедший философскую школу, учившийся в Берлинском университете в пору господства гегелевского идеализма, до последней степени остался не затронутым критическим влиянием Канта. Это объясняется, вероятно, прежде всего внутренней несродностью кантовского духа Марксу. Общее онтологическое мировоззрение Маркса можно определить как догматический материализм, причем трудно сказать, к учениям каких мыслителей он приурочивается.

Карл Маркс, фото

Карл Маркс, фото 1875

 

Плеханов не без некоторого основания устанавливает связь материализма Карла Маркса с французским материализмом XVIII века, Гольбаха и энциклопедистов, вообще с философией просветительства. И, действительно, Маркс в философском отношении принадлежит вполне к течению просветительства, и хотя эту связь его с просветительством XVIII в. документально, может быть, и трудно установить по отсутствию соответствующих литературных свидетельств, но внутренне она чувствуется с достаточной ясностью. Этическая проблема нравственной свободы, учение о долге и добре как особая проблема также отсутствует в философии Маркса. Он, хотя это опять-таки не может быть подтверждено достаточными цитатами из его сочинений, по общему своему мировоззрению склонен был игнорировать, отрицать самостоятельную этическую проблему, всецело подчиняя ее социологической точке зрения. Ближе всего, во всяком случае, Маркс стоит к Бентаму и утилитаризму, хотя относительно самого Бентама мы можем встретить у Маркса весьма резкое осуждение, но это не мешает тому, что по существу дела моральная точка зрения Маркса сближается с утилитаризмом с той разницей, что Бентам свою политическую арифметику строил на интересах отдельного индивида, а Маркс заменяет интересы индивида интересами класса. Он есть социальный утилитарист, его воззрение на жизнь и на природу общества есть та же политическая арифметика, но не индивидуалистическая, как у Бентама, а групповая или классовая.

 

Продолжение читайте в статьях Маркс и Гегель, Маркс и Фейербах, Философия истории Маркса.