Битва при Азенкуре 25 октября 1415 ознаменовала собой один из важнейших поворотных моментов в истории Столетней войны. Тяжелое поражение в ней едва не стоило династии Валуа французского трона. В несколько последовавших за сражением при Азенкуре лет он едва не перешёл к англичанам, и от подчинения им Францию спасли лишь подвиги великой национальной героини Жанны д'Арк.
В 1415 году, Генрих V, король английский, вышел с многочисленным войском близ устья Сены на берег Франции и овладел (в сентябре) городом Гарфлером, преодолев упорнейшую оборону его гарнизона. Но урон, понесенный английским войском, как от действий неприятеля, так и от заразных болезней, был столь значителен, что король счел нужным направиться к Кале, перезимовать там и ожидать подкрепления из Англии. Французы, собрав под предводительством дофина и коннетабля Шарля д'Альбре армию в 50.000 пехоты и 8.000 рыцарей (по другим данным, 15.000 рыцарей и 35 тысяч пехоты), заняли правый берег реки Соммы, в намерении преградить путь англичанам. В рядах французского войска находилось несколько принцев королевского дома и почти все высшее дворянство Франции.
После неудачных попыток овладеть переправами у Бланшташа и Пон-Реми, Генриху V наконец удалось перейти реку вброд несколько выше Сен-Кантена. Войско его состояло только из 2.000 всадников и 12.000 пеших, и было изнурено усиленными переходами и всякого рода недостатками. Французы заняли все мосты, охраняли все броды, увезли съестные припасы с пути английского войска или уничтожили их; англичанам было очень трудно подвигаться вперед. Тщетно Генрих V, чувствуя опасность своего положения, предлагал противникам заключить выгоднейший для них мир. Французы надеялись превосходством сил своих истребить ненавистного врага, и потому, обогнав англичан на дороге в Кале, расположились к бою между селениями Фрамекур и Азенкур (Azincourt), в трех милях от города Сен-Поля.
Битва при Азенкуре, 1415. Карта
Место, избранное ими для сражения в окрестностях Азенкура, было самое невыгодное. Ограничиваясь перелесками, и состоя из свежих и вязких пашен, оно не допускало ни развертывания войск, ни свободного действия конницей, которая, по обычаю феодальных времен, составляла лучшую часть французской армии. Не менее ошибочны были распоряжения коннетабля д'Альбре для самого боя: пехоту он устроил в три глубокие и стесненные линии, впереди которых стояли отряды спешившихся конников. 2 тысячи конных латников были помещены перед обоими флангами первой линии. С прежней беззаботностью французы повторили все ошибки, сделанные ими в битве при Пуатье 1356. Притом в расположившемся у Азенкура французском войске не было ни порядка, ни подчиненности. Высокомерные принцы и бароны презирали повеления коннетабля, распоряжались дружинами по собственному усмотрению, и спешили из задних линий в переднюю, опасаясь в противном случае опоздать к поражению неприятеля.
Генрих V, со своей стороны, перешел 24 октября 1415 на виду у французов болотистую речку Тернуазу (или Лабланжи) и выстроил своё войско недалеко от Азенкура, на высотах селения Мезонселя. В центре помещена была пехота, образуя, по своей малочисленности, одну неглубокую линию. Рыцари составляли крылья, впереди же них стояли стрелки, надёжнейшее войско англичан, вооруженные, кроме луков и мечей, длинными, заостренными кольями, которые они втыкали перед собою в землю, для удержания натиска неприятельской конницы.
Ночь на 25 октября 1415 и следующее утро были холодны и дождливы. Французы провели их в шумном веселье и хвастовских вызовах неприятеля. Французские рыцари были так уверены в победе, что уже условились о том, как будут делить между собою пленных, пировали всю ночь перед битвой. Англичане в тишине готовились к отчаянному бою.
Утро битвы при Азенкуре. Художник Джон Гилберт, 1884
В два часа пополудни Генрих V, тщетно ожидавший у Азенкура нападения противников, решил приступить к нему сам и, напомнив воинам о славе, приобретенной их предками при подобных же затруднительных обстоятельствах в битвах при Креси и Пуатье, приказал им идти вперёд. Фланговые отряды французских рыцарей устремились им навстречу, но из-за вызванной дождями слякоти и множества рощ и кустарников не смогли растянуть свою линию так, чтоб обойти неприятеля с флангов. Они частью завязли и были перебиты стрелами англичан, частью опрокинуты на первую линию, которая пришла в замешательство. Английские стрелки немедленно воспользовались этим: они взялись за мечи и, ворвавшись в неприятельский строй, убили коннетабля и большую часть начальников.
Битва при Азенкуре. Миниатюра XV века
Вследствие такого неудачного начала битвы при Азенкуре первая французская линия вскоре отступила и внесла расстройство во вторую. Между тем остальные английские войска подоспели на помощь стрелкам. Завязался жестокий бой, в продолжение которого сам король Генрих V, мужественно сражаясь впереди дружин, неоднократно подвергался величайшей опасности. Неумелые французские полководцы заставили кавалеристов сражаться при Азенкуре пешими, а своих воинов расставили очень густыми рядами. Англичанам оставалось только стрелять в эту массу людей, которые давили и душили одни других. В итоге вторая французская линия была также отчасти истреблена, отчасти опрокинута на третью. Эта последняя, лишенная вождей и увлеченная общим расстройством, ударилась из-под Азенкура в бегство.
Король Генрих V в битве при Азенкуре. Художник Г. Пейн, 1915
В эту самую минуту слух, что сильный французский отряд, обошел англичан и приближается к Мезонселю (куда были отправлены пленные французы), принудил короля прекратить на некоторое время преследование и дать жестокое повеление умертвить взятых англичанами под Азенкуром пленников. Ложность этого слуха (причиной которого была попытка ополчившихся поселян ограбить английский обоз) обнаружилась лишь тогда, когда уже несколько тысяч французских рыцарей и воинов были перерезаны.
Французы лишились в битве при Азенкуре до 10 тысяч человек убитыми (из них 8000 дворян) и до 14 тысяч взятыми в плен. В числе павших под Азенкуром находилось восемь принцев королевского дома Валуа и 120 знатных феодальных владетелей: коннетабль д'Альбре, оба адмирала Франции (помощники коннетабля), главнокомандующий стрелков, архиепископ сансский Монтагю и многие другие лица высшей аристократии. В английский плен под Азенкуром попали принц Орлеанский (найденный раненым под грудой тел), графы эский (d'Eu), вандомский, ришмонский, старик маршал Бусико, а также 1.500 рыцарей и оруженосцев благородного происхождения.
Потери англичан в сражении при Азенкуре составляли только 1.600 человек убитых и раненых. Среди убитых англичан были двоюродный брат короля Эдмонд, герцог йоркский и граф суффолкский. Победоносное войско Генриха V пошло от Азенкура в Кале и, отдохнув там, вернулось в Англию. При радостных кликах народа король 23 ноября 1415 вступил в Лондон.