Иудея в царствования преемников Августа

В правления слабых императоров Калигулы, Клавдия и Нерона римское владычество над Иудеей постоянно шаталось. Палестину охватили смуты, возбуждаемые еврейскими террористическими обществами. Жившим там грекам и италикам постоянно грозила опасность. Римское правительство долго проявляло к иудеям большую снисходительность, но и его терпение в конце концов истощилось. Римские наместники Иудеи (прокураторы) стали принимать жесткие меры для подавления всё возраставшей анархии. Суровая система управления началась, когда был назначен прокуратором Клавдий Феликс, брат известного отпущенника императора Клавдия, Палланта. Историк Тацит говорит, что он свирепо и произвольно действовал в Иудее с гордостью царя и с низостью раба. Он был человек легкомысленный и любил взятки; в его суровости не было ни последовательности, ни справедливости; и годы его управления были очень тяжелы и анархичны. Как легкомысленно вел Клавдий судебные дела, показывают и некоторые эпизоды из жизни апостола Павла. В 61 году он был отозван. При его преемниках, Порции Фесте и Альбине, людях слабого характера, беспорядки возросли в Иудее до невыносимости. Дерзость еврейских разбойников и религиозных террористов («сикариев» – кинжальщиков) возросла. Иудейские первосвященники стали высокомернее прежнего, брали себе всю десятинную подать, повергая этим низшее духовенство в бедность.

 

Наместник Гессий Флор и разорение им Иерусалима

Наконец, в 65 году Нерон назначил правителем Иудеи клазоменского грека Гессия Флора, жена которого была приятельницей императорской любовницы Поппеи Сабины. Этот выбор был чрезвычайно дурен. Правда, у Гессия Флора была энергия, но он употребил ее не на восстановление порядка и законности, а на удовлетворение своей корысти. Хитрый, коварный, жестокий, лишенный всякого благородного чувства, он правил так произвольно и притеснительно, что римское владычество стало для иудеев невыносимо. Надеясь на могущественное покровительство Поппеи, он безгранично предался взяточничеству и решал все дела сообразно своей денежной выгоде. Разбои усилились при нем до такой степени, что были опустошены целые округи, и множество жителей в отчаянии покинули родину.

Карта римской провинции Иудея

Карта римской провинции Иудея в I в. по Р. Х.

 

Среди иудеев, наконец, еще раз пробудилась с давнею своею силою ненависть к иноземцам и ревность к царству Божию. Еще оставалось много бывших сподвижников Иуды Гавлонита; они образовали кадры могущественной партии зелотов; к ним присоединилось множество молодых людей, восторженно преданных свободе и национальным учреждениям. Эти иудейские энтузиасты заключили между собой союз на жизнь и на смерть для защиты закона Моисеева, поклялись войной изгнать римлян из святой земли, не терпеть над собою языческого повелителя, иметь царем только Бога. Волнение было усилено пришедшим из Рима решением императора по делу, из-за которого давно был спор между иудеями и язычниками, жившими в Кесарии: Кесария была объявлена греческим городом. Кесарийские иудеи, собравшиеся на богослужение, подверглись поруганию от одного из язычников, взяли свои священные книги, ушли из города и просили защиты римского правителя. Гессий Флор взял с них восемь талантов, но сказал, что этого мало, что иерусалимские иудеи должны послать ему еще шестнадцать талантов из сокровищ храма, тогда он исполнит просьбу. В негодовании на его алчность, иудеи взяли нищенскую суму и ходили с нею по улицам, прося милостыни «для бедняка Флора». Эта насмешка раздражила Гессия Флора; он с отрядом конницы вступил в Иерусалим, занял верхнюю часть города и потребовал выдачи виновных; иудеи не выдали их; он изрубил или распял на кресте более 3000 человек, и вернулся с частью отряда в Кесарию. Священники, другие зажиточные и рассудительные люди старались сдержать раздражение народа, но напрасно.

 

Начало Первой Иудейской войны (66 г.)

Как только ушел Гессий, зелоты захватили власть в Иерусалиме, прогнали римских сборщиков податей и запретили иудеям платить подати языческому правительству. Ирод Агриппа, бывший тогда в Иерусалиме и имевший участие в управлении городом по своему сану главного попечителя храма, старался успокоить волнение; но толпа ругалась над ним, бросала в него камнями; он поспешил уехать из города. Иудейские фанатики разрушили его дворец, великолепный дом первосвященника, государственный архив, уничтожили долговые документы, чтобы возбудить в бедном классе усердие к войне за свободу, и, опираясь на разбойников и кинжальщиков, стали править посредством террористических мер. Умеренных людей среди иудеев убивали.

Зелоты нашли спрятавшегося первосвященника Ананию, убили его и его брата, взяли приступом цитадель, называвшуюся Антониевой, истребили находившийся в ней римский гарнизон; римским отрядам, которые заперлись в крепких башнях, инсургенты обещали свободный пропуск; а когда они сдали башни и пошли из города, их вероломно убили на пути. В отмщение за это кесарийские язычники перебили возвратившихся в этот город иудеев; их погибло, по словам Иосифа, 20,000 человек. Тех, которые бежали, Флор велел ловить и отправил их в рабство служить гребцами на римских кораблях.

Это было лозунгом, по которому вспыхнула в Сирии междоусобная война, сопровождавшаяся беспощадными свирепостями. Во всех городах и селениях Палестины стали резаться язычники с иудеями. Религиозная ненависть усиливалась национальной. Ужасен рассказ «Иудейской войны» Иосифа Флавия о событиях 66 года по Р. Х. Почти все города Палестины были залиты кровью. Иерусалимские зелоты в ожесточении фанатизма и в гордости победы ходили по Иудее, по Галилее до Финикийского и Филистимского приморья и утоляли свое мщение кровью язычников. Ущелья гор, леса, пещеры наполнились бежавшими людьми всех сословий, в одних местах язычниками, в других – иудеями.

«Вся Сирия была охвачена страшным междоусобием, – говорит Иосиф Флавий в «Иудейской войне», – каждый город превратился в два враждебных стана. Каждая из двух партий искала спасения себе в истреблении другой. Дни проходили в убийстве, ночи в тоскливом трепете. К ненависти присоединилась алчность. Кто набрал больше добычи, тот приобретал больше уважения к себе, как человек, победивший много врагов. Повсюду лежали непогребенные трупы. Вся провинция терзалась невыразимым страданием, и будущее угрожало бедствием еще более тяжелым». В Александрии на улицах шли битвы, в которых, согласно рассказу «Иудейской войны» Иосифа, было убито 60,000 человек. В Дамаске заманили иудеев в театр; их собралось там 10,000 человек; они были убиты все до одного. От Газы до Антиохии свирепствовали убийства.

 

Осада Иерусалима Цестием Галлом

Осенью 66 года римский правитель Сирии, Цестий Галл, повел на иудейских бунтовщиков войско, состоявшее из римлян и вспомогательных отрядов. Покорив приморские города, он двинулся из Иоппии вглубь страны, опустошая все на пути, и стал лагерем под стенами Иерусалима. Он успел овладеть частью города с северной стороны, но храбрый полководец иудейских зелотов Симон, сын Гиоры (Симон Бар-Гиора), уроженец Герасы, сделал удачную вылазку. Цестий, не умевший понять, какую силу дает фанатизм, потому слишком пренебрегавший врагом, был принужден поспешно отступать. Иудеи, одушевленные победой, погнались за ним, истребили 400 человек римских воинов, оставленных в Бефоронском стане для прикрытия отступления, настигли войско Цестия в горах и нападали на него так сильно, что оно едва могло пробиться в Кесарию, потерпев тяжелый урон. Более 5,000 воинов Цестия легли на пути бегства; весь обоз был взят инсургентами. Велика была военная победа, прославившая восьмой день ноября. Иудеям казалось, что сам Бог помогает защитникам закона. Нацией овладел энтузиазм. Казалось, возвращаются дни Моисея и Навина. Святой город был освобожден; храм избавился от осквернения близостью язычников. Вражда партий прекратилась; все они соединились в мысли об освобождении от владычества язычников. Вера в близкое пришествие Мессии, в наступление царства Божия пробудилась в Израиле с новой силой, исполнила все сердца надеждою на торжество. Было решено продолжать начавшуюся Иудейскую войну.

Храм Ирода

Храм Ирода в Иерусалиме - главная иудейская святыня

 

Но все надежды и планы иудеев разбились при столкновении с действительностью, как мыльный пузырь; и были предчувствия, что дело кончится этим: народ, при всем своем энтузиазме, говорил о знамениях и пророчествах, предвещавших погибель. Иерусалимские христиане считали возникшую войну тем временем, когда исполнится предсказанный учителем их суд Божий над Иерусалимом и храмом, и удалились за Иордан в Пеллу. Многие другие иудейские граждане умеренного образа мыслей, расположенные к миру с римлянами, тоже покинули город, который, как они предвидели, подвергнется погибели. Особенно много таких людей было в знатном сословии.

Иерусалим. Храмовая гора

Вход на Храмовую гору в древнем Иерусалиме. Реконструкция

Автор изображения - Водник

 

Но, хотя и должно назвать восстание иудеев безрассудством, нельзя не удивляться народу, который после стольких бедствий и раздоров, ослабивших его, снова собрал свои одряхлевшие силы, и, как будто помолодев, вступил в борьбу на жизнь и смерть с могущественным государством, чтобы добыть себе свободу служения Богу своих отцов, жизни по его заповедям. Подготовка к продолжению Иудейской войны показывала в иудеях ум, практичность и твердую решимость жертвовать всем за свободу, веру, храм и за право иметь своим царем одного Бога.

Иудеи хотели восстановить теократическое правление во всей его идеальной чистоте. Народ должен был иметь единственным, царем своим Бога. От имени Божия правил духовными и мирскими делами синедрион под председательством первосвященника; военачальники были подчинены синедриону; их избирал народ, сходившийся на дворе храма, иудеи стали чеканить монету с изображением храма и надписью «святой Иерусалим»; эта выпущенная во время Иудейской войны 66-70 гг. монета была символом восстановления теократического государства и национальной независимости.

Монета времен Первой Иудейской войны

Монета восставших иудеев, ок. 68-69 гг. по Р. Х.

Источник изображения

 

Иосиф Флавий

Под надзором нового первосвященника Анны, иерусалимские иудеи поправляли стены города, заготовляли оружие, формировали войско, усердно обучавшееся военному делу. Были назначены военачальники областей, призывавшие население их к оружию. Одним из областных военачальников был Иосиф, написавший потом историю Иудейской войны 66-70 гг. Он управлял Галилеею, оплотом Иудеи, формировал там войско, обучал его римским приемам военного дела. Он происходил из семейства, родственного с первосвященником, и был человек умеренного образа мыслей, получивший воспитание в фарисейских школах, знаток закона Моисеева, жил несколько лет в Риме, приобрел знание греческого и римского языков и греко-римскую образованность. По матери он был потомок Хасмонеев. Он казался человеком, способным примирить на время Иудейской войны все партии разноплеменного населения Галилеи, соединить их на защиту независимости страны. Но ему много мешал Иоанн Гискальский, отважный галилеянин, которому народ доверял больше, чем Иосифу, не имевшему надежды на успех восстания и действовавшему без энтузиазма.

 

Вступление в Иудею войска Веспасиана

Нерон получил известие о мятеже иудеев во время своих разъездов по Греции. Он послал вести Иудейскую войну Флавия Веспасиана, который, один из всех римских полководцев того времени, приобрел славу искусного военачальника победами над германцами и британцами и держал войска в старинной строгой дисциплине. Нерон назначил его своим легатом, и Веспасиан двинулся на театр Иудейской войны с тремя легионами, из которых два, находившиеся в Египте, были приведены к нему его сыном Титом. Лициний Муциан, назначенный правителем Сирии на место умершего Цестия Галла, получил приказание дать Веспасиану еще четыре легиона. Веспасиан повел Иудейскую войну энергично и успешно. Он собрал свое войско в Антиохии и с 60,000 римских и союзнических воинов пошел на галилейский город Иотапату, стоявший между Птолемаидой и Тивериадой. Иосиф защищал город искусно и храбро. Иотапата держалась шесть недель. Но предатель, бежавший к римлянам, показал им слабое место укреплений. Город был взят приступом; 40,000 иудеев было убито; многие зелоты сами лишили себя жизни. 1200 человек были взяты в плен. 40 человек из числа важнейших воинов или граждан, в том числе Иосиф, успели уйти и скрылись в пещере. На третий день их убежище было найдено. Они решили, что разделятся по жребию на пары и те, кто будет в одной паре, убьют друг друга. Иосиф и тот иудей, кому пришлось быть в одной паре с ним, должны были убить друг друга после всех. Он не захотел умереть и убедил своего товарища сдаться римлянам. Веспасиан принял их обоих милостиво. Иосиф приобрел его расположение льстивым предсказанием (которое потом сбылось), что он будет императором. Веспасиан оставил Иосифа при себе и сделал его одним из своих советников. Иосиф стал преданным ему человеком и помогал римлянам вести Иудейскую войну, историю которой он потом описал.

После взятия Иотапаты были покорены Тивериада и другие галилейские города. На берегах того озера, где учил Христос, были даны ожесточенные битвы, в которых погибло множество инсургентов. Пленных продавали в рабство или отдавали в тяжкую работу. С особым упорством оборонялась во время Иудейской войны Гамала. Когда голод ослабил защитников крепости, и она была взята приступом, более 5000 человек побросались в пропасти; победители убили и стариков, и женщин, и детей. Покорение Галилеи закончилось взятием Гискалы, откуда Иоанн с вооруженными людьми ушел ночью. Он привел свой отряд в Иерусалим. Помощник Веспасиана, Цереал, разбил между тем инсургентов у горы Гаризима и покорил Самарию, а другой его помощник, энергический Плацид, покорил прибрежья Иордана. Разлившаяся река унесла в Мертвое море груды тел, которыми была завалена.

Веспасиан со всеми своими силами двинулся на Иудею. Такому многочисленному войску, действовавшему под управлением искусных полководцев, не могли противиться ссорившиеся между собою иудеи. Римляне покоряли город за городом. Веспасиан уже готовился осадить Иерусалим и уничтожить этот центр мятежа, когда военные действия его были остановлены известиями из Рима: Нерон был низложен и убил себя (68 г.). Императором стал Гальба, и вскоре после того был убит. Легионы Веспасиана приостановили ведение Иудейской войны; осада Иерусалима была отсрочена, и в нем ожили обманчивые надежды на спасение. Но уж не было спасения городу, находившемуся в лихорадочном волнении.

 

Осада Иерусалима

Рассказ о драматической осаде Иерусалима, взятии его римлянами и разрушении Титом Храма Ирода читайте в отдельной статье Осада Иерусалима (70 г.).

 

Триумф Тита в Риме

После разрушения Иерусалима Тит с большею частью войска пошел, через Кесарию, устроил там праздник с гладиаторскими боями; в один день тут убили друг друга 2,500 взятых во время Иудейской войны пленников. Из Кесарии Тит прошел в Антиохию, оттуда поплыл в Рим и там вместе с отцом и братом отпраздновал великолепный триумф победы в Иудейской войне. В числе пленных, шедших за колесницею победителя, находились вожди инсургентов, Иоанн Гискальский и Симон бар Гиора. Иоанн был брошен в темницу и оставался в ней до конца жизни; Симон был казнен по древнему римскому обычаю. Иосиф Флавий тоже присутствовал на торжестве своего покровителя. С какими чувствами смотрел он на гибель своего народа, нельзя разгадать по спокойному описанию триумфальной процессии в его «Истории Иудейской войны». После взятия Иерусалима он прожил 22 года, пользуясь покровительством императорской фамилии, награжденный имениями, осыпанный почестями, занимаясь учеными трудами. Подобно древнему пророку Иеремии, он доказывал необходимость покориться врагу, был противником горячих бойцов Иудейской войны. Но пророк делил страдания своих ослепленных соотечественников, оплакивал падение отечества, удалившись в изгнание, отвергнув благосклонность победителя; а Иосиф по окончании Иудейской войны наслаждался милостями владык империи, платил им за богатство и почести льстивыми похвалами.

Первая Иудейская война

Евреи, взятые в плен во время Первой Иудейской войны 66-70 гг. Арка Тита, Рим

 

Из добычи, которая украшала триумфальную процессию, особенное любопытство зрителей возбуждали вещи, взятые в Иерусалимском храме: драгоценные сосуды, завесы, канделябры, священнические одежды, кодекс закона Моисеева. На триумфальных воротах Тита в Риме еще уцелели изображения этих иудейских святынь, и обычай римских иудеев не проходить под эти ворота свидетельствует о том, как глубока была печаль и ненависть, следы которой сохранились через столько веков.

Римляне так презирали иудейский народ, что ни Веспасиан, ни Тит не захотели принять титула Judaicus, «победитель иудеев». Только надписи на монетах, выбитых во славу победы, говорили о «покоренной Иудее». Обетованная земля избранного народа Божия была разделена на участки и роздана или распродана новым поселенцам; а подать, которую иудеи платили в храм Иеговы, они теперь должны были платить новопостроенному храму Юпитера Капитолийского.

 

Взятие Махера и Масады римлянами. Конец Первой Иудейской войны

Но Иудейская война 66-70 гг. еще не кончилась взятием Иерусалима. Еще оставались две сильные крепости, защищаемые храбрейшими инсургентами, ушедшими туда: Махер на восточной стороне Мертвого моря, Масада на юго-западе от него. Только через два года легионы успели подавить последние конвульсии великой войны. Махер сдался на капитуляцию; иудейские защитники этой крепости получили себе свободный пропуск, но не включили в договор коренных жителей города «моавитян, как иноплеменников»; жители хотели тайно уйти ночью; иудеи известили об этом римлян; римляне остановили их, убили 1700 мужчин, а женщин и детей продали в рабство. Но скоро погибли и выдавшие их иудейские воины, ушедшие в лес. Туда пришли к ним бежавшие из Иерусалима. Римляне окружили их и убили всех; их было 3,000 человек.

Крепость Масада

Крепость Масада. Вид с воздуха

 

Последней схваткой Первой Иудейской войны была оборона Масады, крепости, стоявшей на высокой скале. В ней заперлись непоколебимейшие фанатики, зелоты, кинжальщики и разбойники; начальником их был Элеазар, потомок Иуды Гавлонита. Они оборонялись с изумительным мужеством. Когда стены крепости были так сильно повреждены осаждающими, что близок стал час падения их, иудейские воины зажгли дома и бросили в огонь все сокровища, убили своих жен и детей и потом – себя. Войдя на другой день в крепость, римляне нашли среди обгорелых развалин 960 мертвых тел. Этим кончилась ужасная Иудейская война 66-70 годов. По словам древних писателей, в ней было убито 600,000 человек.