Дон Кихот, испанский идальго, начитавшийся рыцарских романов и доведенный ими до умственного расстройства, решает сделаться странствующим рыцарем, защищать угнетаемых, наказывать угнетателей. В романе Сервантеса (см. его краткое содержание: часть 1, часть 2) он живет в фантастическом мире и разъезжая на своем коне Росинанте по действительному миру, видит не реальную жизнь, а свои мечты. Несообразность его мыслей с действительностью составляет основную идею произведения. Это – мотив общий у всех наций во все времена. Хотя мечты героя Сервантеса имеют вид, свойственный только фантазиям не в меру пылких испанцев XVI века, контраст мечты с действительностью проходит через жизнь всех цивилизованных наций. Представитель прозаической действительности, оруженосец Дон Кихота Санчо Панса имеет у Сервантеса черты типичного испанского простолюдина того века, но содержание его житейской мудрости одно и то же у всех наций во все века.

 

Сервантес. Дон Кихот. Анализ. Слушать аудиокнигу

 

Дон Кихот принимает каждую гостиницу за вельможеский замок, бедных девушек легкого поведения – за знатных девиц. Он заставляет встречаемых на дороге купцов признавать несравненную красоту владычицы его сердца Дульсинеи Тобосской и за это испытывает побои. Желая защищать угнетенных, он освобождает преступников и за это подвергается преследованию полиции; он принимает стада баранов за неприятельские войска, ветряные мельницы – за великанов. Это формы фантазерства, принадлежащие веку Сервантеса, его стране; но под ними лежит общий момент несообразности идеальных фантазий с действительностью. У всех цивилизованных наций во все времена были теоретики, не понимавшие реальности, увлекавшиеся мыслями непонятными для массы их сограждан.

Статуя Дон Кихота и Санчо Пансы

Дон Кихот и Санчо Панса. Памятник на Площади Испании в Мадриде, 1930

 

Будучи пародией на рыцарские романы, роман Сервантеса имеет с тем вместе значение более широкое. Дон Кихот смешон лишь вначале, но чем дальше, тем больше оказывается он человеком достойным грустного уважения. Своими нелепыми поступками он возбуждает смех, но ближе знакомясь с ним, мы видим, что его стремления благородны. Он добросовестно исполняет все правила, которых должны держаться странствующие рыцари, а правила эти возвышенны. Он совершенно чужд эгоистических желаний, он хочет добра и справедливости. Его идеи благородны; он говорит совершенно разумно, пока речь не коснется странствующих рыцарей – тогда он высказывает фантастический вздор. Спутник Дон Кихота, оруженосец Санчо Панса, испанский поселянин, говорит народными пословицами и плебейскими афоризмами, но под этими национальными чертами тоже лежит общечеловеческое значение. Санчо – символ житейской прозаической рассудительности.

Основная идея Дона Кихота – изображение противоположности идеализма с действительностью. В рассказ о нелепом фантазерстве героя вплетено множество разнообразных, живых, завлекательных сцен, маленьких рассказов, романсов, стихотворений, то грустных, то веселых.

Описывая приключения Дона Кихот, Сервантес изображает жизнь южного народа, идущую под открытым небом, рисует идиллические картины жизни в лесу и на лугах. Сервантес выводит в своём романе множество лиц всех состояний, и все они обрисованы очень реалистично. Над шутливостью рассказа господствует элегическое чувство, возбуждаемое тем, что действительность так далека от сходства с возвышенными мыслями, которые в применении к ней оказываются сумасбродным фантазерством. Увлекшийся своими мечтами до нелепости Дон Кихот превосходно говорит об обязанностях человека, о том, каковы должны быть правила политики и администрации. Контраст его благородных понятий с нелепыми поступками создаёт главную привлекательность романа, служит источником смеха, в котором веселость соединяется с грустью.

Дон Кихот и Санчо Панса

Дон Кихот и Санчо Панса. Художник О. Домье, 1866-1868

 

Дон Кихот говорит: «Странствующий рыцарь не может не иметь дамы, потому что для него так же естественно быть влюбленным, как для неба иметь звезды. Нет ни одного рассказа, в котором странствующий рыцарь не был бы влюблен; а если бы и был такой рыцарь, то его следовало бы признать не истинным рыцарем, а самозванцем, который не вошел в замок рыцарства через дверь, а прокрался в него как вор или разбойник через окно». Соответственно этому правилу странствующего рыцарства Дон Кихот воспламеняет себя идеальной любовью к несравненной красавице Дульсинее Тобосской. Но Санчо Панса видит, что эта несравненная Дульсинея – грубая сельская девушка, которая не хуже мужчины навьючивает мешки с хлебом на осла.