Михаил Александрович Бакунин, известный революционер, основатель анархизма, родился в 1814 г., в состоятельной помещичьей семье. Отец его был одним из образованнейших людей своего времени и принимал близкое участие в декабристском движении. Сохранилось предание, что ему принадлежала редакция проекта декабристской конституции. Михаил Бакунин воспитывался в артиллерийском училище, но курса не кончил и был выпущен прапорщиком в артиллерию. В 1838 г. он вышел в отставку и стал заниматься науками, особенно философией. В это время Бакунин близко сошелся с кружком Станкевича и считался между своими товарищами знатоком философии Гегеля, изучение которой было тогда весьма распространено.

В 1841 г. Михаил Бакунин поехал в Берлин, где, продолжал заниматься философией и посещал лекции, берлинского университета. В 1842 г., мы видим Бакунина в Дрездене, где он сблизился с известным радикалом Арнольдом Руге. Здесь он принял участие в издаваемом последним журнале революционной германской партии, «Немецкий ежегодник», в котором, под псевдонимом Жюль Элизар, были напечатаны его первые статьи – «Реакция в Германии». В этих статьях, обративших на себя большое внимание, уже сказывается то политическое направление, которого затем держался Михаил Александрович. Часто повторяющееся здесь выражение, – Die Lust der Zerstörung ist eine schaffende Lust («В сладости разрушения есть творческое наслаждение» или, в другом переводе «Страсть к разрушению есть творческая страсть»), вполне характеризует будущего Бакунина.

Бакунин

Михаил Бакунин в 1843

 

В 1843 г. он переселился в Париж. Здесь Бакунин перезнакомился сразными передовыми деятелями и мыслителями, с рабочими, социалистическими кружками и, между прочим, с Прудоном, которого познакомил с философией Гегеля. Но самым важным для него было сближение с польскими эмигрантами, бежавшими во Францию вслед за подавлением восстания 1830-1831. После этого Михаил Бакунин он сделался одним из самых ревностных пропагандистов польской и общеславянской революции. Это был последний фазис в жизни Бакунина, предшествовавший периоду его полного развития, когда он выработал из себя полный (почти отвлеченный) тип космополита-революционера, не признававший никаких исторических, бытовых или географических условий для определения судьбы и деятельности народов, упразднявший классы, расы и государства, с тем чтобы на обломках создать один общий образец рабочей жизни.

В 1847 г., на юбилейном торжестве годовщины польского восстания 1830 г., Бакунин произнёс свою известную речь, побуждая поляков к продолжению борьбы против России. Речь эта повела к его изгнанию министерством Гизо, из Парижа и навсегда закрыла для него возможность возврата на родину. После Февральской революции 1848, Бакунин опять возвратился (из Брюсселя) в Париж, где теперь нашел подходящую почву для своей пропаганды всеобщего равенства, освобождения славян, постоянной революции и войны до избиения последнего врага. Однако, и революционный префект Парижа, Коссидьер, старавшийся восстановить некоторый порядок, после баррикад нашел неудобным такого сотрудника и, под благовидным предлогом, отделался от Бакунина, которого послали делегатом на славянский конгресс в Праге, закончившийся беспорядками, в которых Бакунин принимал горячее участие.

Отсюда он вынужден был бежать в Дрезден, где скрывался у своих политических друзей, до начала майской катастрофы. Когда в Дрездене началось восстание, он сделался одним из главарей революционной партии и, как бывший артиллерийский офицер, руководил военными операциями при защите города, осажденного пруссаками. Когда Дрезден был взят, Михаил Бакунин бежал из города, но был схвачен по дороге, в ночь с 9 на 10 мая, и посажен в замок Кенигштейн.

После двухлетнего заключения, в мае 1850 г., Бакунина приговорили к смертной казни, но приговор этот был смягчен и заменен вечным заключением. Однако, вскоре после того, он был передан, по неизвестной причине, в руки австрийских властей. Здесь его опять приговорили к смертной казни, которая, вследствие смягчения приговора, была заменена вечным заключением в Ольмюце, где Бакунин просидел полгода, прикованный к стене. Вскоре, вероятно, не желая содержать у себя чужого преступника, Австрия передала его русскому правительству. Как человек опасный, Бакунин содержался до 1854 г. в Петропавловской крепости, а потом был переведен в Шлиссельбург.

Со вступлением на престол (1855) императора Александра II участь Бакунина была смягчена, и его сослали на житье в Восточную Сибирь, с правом поступления на государственную службу. Здесь, проживая в Иркутске, он имел возможность отдохнуть и поправить свое здоровье. В 1860 г., под предлогом торговых дел, Михаил Александрович пробрался на Амур, откуда на американском торговом судне, через Японию и Сан-Франциско, бежал в Лондон.

Здесь Бакунин возобновил сношения с Огаревым и Герценом, издававшими известный «Колокол». В 1863 г., во время нового польского восстания, он появился в Стокгольме, чтобы поддерживать намеченную морскую экспедицию против России к берегам Балтийского моря, но план этот потерпел неудачу.

Михаил Бакунин

Михаил Бакунин

 

После того, проживая в Англии, Швейцарии и Швеции, Михаил Бакунин принимал участие в делах так называемого Первого Интернационала (международного общества рабочих). Его попытка основать внутри этого общества, особый революционный союз (alliance), преследовавший цели всемирной анархии, к которому, главным образом, примкнули представители романских народов, вооружили против него вожаков Интернационала, с Карлом Марксом во главе. В 1872 г. на конгрессе в Гааге, Бакунин, вместе со многими товарищами, был исключен из него и подвергся преследованию социал-демократической прессы, в особенности Маркса. Вскоре после того и сам Интернационал распался.

В России анархистское учение Бакунина стало основой идеологии бунтарского народничества. Последние годы своей жизни Михаил Бакунин проводил, главным образом, в Локарно (итальянская Швейцария) в небольшой вилле, подаренной ему одним из его почитателей. Он умер и похоронен в Берне в 1876 г.

 

Литература о Бакунине

А. И. Герцен, Былое и Думы

«Замечательное десятилетие» П. В. Анненкова, Вестник Европы, 1880 г. №№ 1 – 5

«Бакунин в Швейцарии», Северный Вестник, 1898 г., № 5.