Если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите статью Александр Иванович Герцен. См. также: Философские взгляды Герцена.

Один из виднейших столпов русского либерализма Александр Иванович Герцен родился 25 марта 1812 в семье очень богатого московского аристократа Ивана Яковлева. Герцен был его внебрачным сыном от 16-летней немки Генриетты Гааг, которую долго проживавший за границей Яковлев привёз из Германии. Как незаконный ребёнок Александр не мог получить отцовского родового имени. Родители сами придумали ему фамилию Герцен («сын сердца», от немецкого «Herz»).

Александр Герцен

Портрет Александра Герцена в молодости. 1830-е

 

Отец Герцена отличался странным, тяжёлым характером, наклонностью к безверию и скепсису. Юному сыну он нанимал учителей по своему вкусу: один из педагогов подробно знакомил мальчика с событиями великой французской революции, другой носил ему запретные «вольнолюбивые» стихи Рылеева и Пушкина. В отцовской библиотеке Герцен рано познакомился с книгами «просветителей» XVIII столетия. Тот же «критический» дух поддерживали в Александре и многие родные.

Лет в 12-13 Герцен познакомился со своим дальним родственником Николаем Огарёвым, который тоже являлся выходцем из очень богатой семьи. Огарёв, как и Александр, был исполнен пылкой «любовью к свободе», восхищался декабристами. Во время одной прогулки на Воробьёвых горах два мальчика дали клятву «пожертвовать жизнью в борьбе за благо родины», которую приверженцы российского либерализма по сей день превозносят чуть ли не как важное историческое событие.

В 1829 г. Герцен стал студентом физико-математического факультета Московского университета. Вокруг него и Огарёва там сложился кружок знатной молодёжи, восхищавшейся конституциями, террором французской революции и модным сенсимонизмом с его «новаторской» половой моралью.

Кружок подпал под наблюдение полиции. Вскоре после того, как Герцен окончил университет, он был арестован (1834) за участие в одной пирушке с пением революционных песен. После девятимесячного пребывания в тюрьме под следствием, Герцен был сослан в Пермь, но потом переведён оттуда ближе к столицам, в Вятку, где занимал чиновничий пост. Во время проезда через Вятку в 1837 наследника престола (будущего императора Александра II) Герцен сумел понравиться ему. В конце 1837 он получил разрешение перебраться во Владимир, а летом 1839 полицейский надзор с него был снят. Ещё находясь в Вятке, Александр Иванович без препятствия от властей стал печатать статьи в столичных журналах.

В 1840 Герцен получил хорошую должность при министерстве внутренних дел в Петербурге. До переезда туда он несколько месяцев прожил в Москве, где теперь существовал новый известный свободомыслящий кружок Станкевича. Под влиянием Герцена члены этого кружка (в том числе Белинский) перешли от консервативного толкования гегелевской философии к революционно-радикальному.

В петербургском министерстве Герцен прослужил недолго: полиция вскрыла его письмо отцу с резкой критикой полиции. За это Александр Иванович был «сослан» на должность советника губернского правления в Новгород (1841). Располагая богатыми отцовскими средствами, он уже в 1842 подал в отставку и вернулся в Москву.

К этому времени взгляды Герцена ещё более «полевели». Он окончательно склонился к материализму, восхищался атеистическим произведением Фейербаха «Сущность христианства». В Москве кружок Станкевича распался на западников и славянофилов. Герцен, Белинский и историк Грановский стали во главе западничества. Герцен стал писать публицистические и философские статьи в журналы, проводя в них свои радикальные воззрения. Он опубликовал и несколько беллетристических произведений в том же духе: «Записки доктора Крупова», «Кто виноват?» (1846), «Сорока-воровка». Взгляды Герцена были настолько бескомпромиссны, что из-за них с ним порвали даже некоторые западнические друзья.

После смерти отца (март 1846) Герцен унаследовал его огромное состояние и в январе 1847 уехал с семьёй из «немытой» России в «просвещённую» Европу. Из Парижа он стал слать для публикации в журнале «Современник» письма о французской жизни.

Когда во Франции началась революция 1848, Герцен тут же примкнул к одному из самых крайних её течений. На свои богатые средства он совместно с известнейшим социалистом Прудоном открыл в Париже газету «Глаз народа». Узнав об этом, русское правительство предписало Александру Ивановичу вернуться на родину. Он проигнорировал этот приказ – и был приговорён к изгнанию из России навсегда.

После подавления революции и установления во Франции режима Наполеона III, социалистической газете Герцена и Прудона пришлось закрыться. Александр Иванович переехал в сардинскую Ниццу, где его жена Наталья увлеклась Георгом Гервегом – довольно плохим немецким поэтом, который, однако, славился тогда в Европе как революционная знаменитость. Супруги Герцены и Гервеги одно время жили в Ницце как одна «шведская семья».

Жена Герцена Наталья

Жена (и кузина) А. Герцена, Наталья Александровна Захарьина. Портрет 1842

 

В 1851 при кораблекрушении погибли мать Александра Герцена и его сын Николай. В 1852 от родов умерла жена Герцена, Наталья. Сам он продолжал писать литературные обзоры западных событий. Вслед за концом революции рухнули надежды Герцена выдвинуться на крупную европейскую роль. Его радикальные идеалы не нашли воплощения и на Западе, поэтому в книгах Александра Ивановича начинают звучать ноты разочарования Европой. Этот «западник» поневоле обратился мыслями к России. Герцен утверждал теперь, что русская крестьянская община есть зачаток социализма, что её наличие позволит России построить справедливое общество быстрее погружённого в буржуазное мещанство Запада.

Герцен переехал из Ниццы в Лондон и при помощи враждебных правительству Николая I польских эмигрантов открыл там «Вольную русскую типографию». В годы начатой Западом против России Крымской войны она стала издавать прокламации против русских властей и в защиту «угнетённой Польши». В 1855 г. вышла первая книжка известного «свободолюбивого» альманаха Герцена «Полярная Звезда». Число изданий типографии было, впрочем, крайне невелико. «Полярной Звезды» в 1855-1868 вышло лишь восемь выпусков.

Герцен и Огарев

Герцен и Огарев. 1861

 

В 1856 к Герцену в Лондон из России приехал Огарёв. Александр Иванович не постеснялся отбить у старого товарища жену: с 1857 он начал жить совместно с Натальей Огарёвой-Тучковой. Огарёв, несмотря на это, не порвал дружбы с Герценом. С 1 июля 1857 г. они предприняли совместное издание «Колокола» – оппозиционного русского журнала, который выходил сначала раз, а потом два раза в месяц. Пагубное пристрастие Огарёва к спиртным напиткам, впрочем, сделало его роль в журнале крайне малозначительной. «Колокол» ратовал за установление в России «демократии» и уничтожение крепостного права. Однако, по мнению Герцена, освобождение крестьян должно было стать началом перехода их к социализму (т. е. народу он предлагал лишь сменить помещичье рабство на чиновничье). Хвалёный же «демократизм» Герцена ничуть не препятствовал его ближайшему сотрудничеству с ярым проповедником социального насилия М. Бакуниным, а потом даже отчасти и с откровенным уголовником С. Нечаевым. «Демократию» Герцен понимал лишь как свободу для радикально-левой проповеди, которая, укрепившись, сама потом подвергнет запрету всё с ней несовместимое.  В конце 1861 Бакунин бежал в Лондон к Герцену из Сибири.

Колокол Герцена

Газета Герцена «Колокол»

 

Издававшийся тиражом 2500-3000 экземпляров «Колокол» в начале эпохи реформ Александра II был очень популярен у российской либеральной знати. Однако в 1863-1864 Герцен поддержал в нём новое польское восстание, начатое под лозунгом восстановления Речи Посполитой в границах 1772 (по Днепр на востоке). «Колокол» призывал русских солдат переходить на сторону поляков с оружием в руках. Из-за крайнего возмущения российской публики тираж журнала сразу упал в 5-6 раз (до 500 экземпляров) и никогда больше не восстановился.

Портрет Александра Герцена

Портрет Александра Герцена. Художник Н. Ге

 

Популярность Герцена в России сошла на нет. В 1865 под давлением русского правительства на английское ему пришлось переехать из Лондона в Женеву. В июле 1867 «Колокол» был прекращён. Не удалась и попытка возобновить заглохшую с 1862 «Полярную звезду». Изданная полностью в 1868 книга воспоминаний Герцена «Былое и думы» интересна как исторический источник, но не обладает большими литературными достоинствами. Осенью 1869 Александр Иванович переехал в Париж и в январе 1870 умер там от воспаления лёгких.