Владимир Мономах, бывший великим князем киевским в 1113 – 1125 гг., назывался так в честь деда своего по матери, византийского императора Константина Мономаха, драгоценный венец и золотые бармы которого были присланы Владимиру в числе других даров тогдашний византийским государём, Алексеем Комненом. Резко выделяясь от прочих князей современников личными качествами и заслугами перед русской землей, Мономах пользовался большим расположением народа, еще будучи удельным князем черниговским. Эта любовь народа выразилась в том, что ему киевляне предлагали престол еще после смерти его отца Всеволода, но он отказался, не желая нарушать прав старшинства Святополка II. После смерти Святополка Мономах тоже хотел отказаться в пользу старшего в роде Олега Святославича, но киевляне и слышать не хотели об Олеге, не раз приводившем половцев на русскую землю, а звали к себе Мономаха, угрожая восстать в случае его отказа. Мономах должен был согласиться и сделался великим князем.
Будучи удельным князем, Мономах заботился о примирении князей, созывая их на съезды о безопасности русской земли, устраивая общие походы на половцев. Сделавшись великим князем, он успокоил русскую землю, заставив удельных князей повиноваться и наказывая непослушных. Святославичи тоже должны были признавать старшинство Мономаха и повиновались ему. Половцы не решались нападать при нем на русскую землю. Мономах оставил своим детям Поучение, в котором дает им советы, как жить и управлять землей, и в доказательство исполнимости этих советов приводит свою жизнь; из этого поучения видно, что он был идеалом князя христианина XII века.
Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Картина А. Кившенко
Крупнейший русский историк Сергей Соловьев так характеризует Мономаха на основании его княжеской деятельности и Поучения детям. «Мономах вовсе не принадлежит к тем историческим деятелям, которые смотрят вперед, разрушают старое, удовлетворяют новым потребностям общества: это было лицо с характером чисто охранительным. Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей; но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворять его общественным потребностям. Общество, взволнованное княжескими усобицами, столько потерпевшее от них, требовало прежде всего от князя, чтобы он свято исполнял свои родственные обязанности, не спорил с братьею, мирил враждебных родичей, вносил умными советами наряд в семью: и вот Мономах во время злой вражды между братьями умел заслужить название братолюбца. Для людей благочестивых Мономах был образцом благочестия: по свидетельству современников, все дивились, как он исполнял обязанности, требуемые церковью. Для сдержания главного зла – усобиц – нужно было, чтобы князья соблюдали клятву, данную друг другу: Мономах ни под каким предлогом не соглашался переступать крестного целования. Народ испытал уже при других князьях бедствие от того, что людям не доходила княжая правда; тиуны и отроки грабили без ведома князя. Мономах не давал обижать ни худого смерда, ни убогой вдовицы, сам оправливал (давал правду, суд) людей. При грубости тогдашних нравов люди сильные не любили сдерживать своего гнева, причем подвергнувшийся ему платил жизнью: Мономах наказывал детям своим, чтобы они не убивали ни правого, ни виноватого, не губили душ христианских. Другие князья позволяли себе невоздержание; Мономах отличался целомудрием. Обществу сильно не нравилось в князьях корыстолюбие; с неудовольствием видели, что внуки и правнуки св. Владимира отступают от правил этого князя, копят богатство, сбирая его с тягостью для народа: Мономах и в этом отношении был образцом добрых князей – с ранней молодости рука его простиралась ко всем, по свидетельству современников; никогда не прятал он сокровищ, никогда не считал денег, но раздавал их обеими руками, а между тем казна его была всегда полна, потому что при щедрости он был образцом доброго хозяина, не смотрел на служителей, сам держал весь наряд в доме. Больше всех современных князей Мономах напоминал прадеда своего, ласкового князя Владимира. «Если поедете куда по своим землям, наказывает Мономах детям, не давайте отрокам обижать народ ни в селах, ни на поле, чтобы вас потом не кляли. Куда пойдете, где станете, напойте, накормите бедняка; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, добрый или простой человек или посол; не можете одарить его, угостите хорошенько, напойте, накормите: гость по всем землям прославляет человека либо добрым, либо злым». Что детям наказывал, то сам делал: позвавши гостей, служил им, и когда они ели и пили досыта, он только смотрел на них.
Кроме усобиц княжеских земля терпела от постоянных нападений половцев: Мономах с ранней молодости стоял на стороже русской земли, бился за нее с погаными, приобрел имя доброго страдальца (труженика) за русскую землю по преимуществу. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно, когда эти подвиги совершались на пользу земле. Большую часть жизни провел он вне дома, большую часть ночей проспал на сырой земле; одних дальних путешествий совершил он 83; дома и в дороге, на войне и на охоте делал все сам, не давал себе покоя ни ночью, ни днем, ни в холод, ни в жар; до света поднимался он с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною; судил людей, ездил на охоту или так куда-нибудь, в полдень ложился спать и потом снова начинал ту же деятельность.
Владимир Мономах на памятнике «1000-летие России»
Автор изображения – Дар Ветер
Дитя своего века, Мономах сколько любил пробовать свою богатырскую силу на половцах, столько же любил пробовать ее и на диких зверях, был страстный охотник; диких коней в пущах вязал живых своими руками; тур не раз метал его на рога, олень бодал, лось топтал ногами, вепрь на боку меч оторвал, медведь кусал, волк сваливал вместе с лошадью. «Не бегал я для сохранения живота своего, не щадил головы своей, – говорит он сам. – Дети! не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужеское дело, ничто не может вам вредить, если Бог не повелит; а от Бога будет смерть, так ни отец, ни мать, на братья не отнимут; Божье блюденье лучше человеческого».
Но с этою отвагою, удалью, ненасытною жаждою деятельности в Мономахе соединился здравый смысл, сметливость, уменье смотреть на следствие дела, извлекать пользу. Из родичей Мономаха были и другие не менее храбрые князья, не менее деятельные, но храбрость и деятельность Мономаха всегда совпадали с пользою для русской земли. Народ привык к этому явлению, привык верить в доблести, благоразумие, благонамеренность Мономаха, привык считать себя спокойным за его щитом и потому питал к нему сильную привязанность, которую перенес и на все его потомство».
Летописец, говоря о смерти Мономаха, замечает: «преставился благоверный, христолюбивый и великий князь всея Руси, который, как солнце, осветил русскую землю. Слух о нем пронесся по всем странам, особенно он был страшен поганым. Был он братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за русскую землю, и весь народ и все люди плакали о нем, как дети по отце или по матери».