Наряду с княжескою властью мы встречаем в городах древней Руси вечевые сходки, которые были здесь и до призвания князей. Вече стольных городов, богатых и наиболее населенных – Киева, Полоцка, Смоленска, Ростова, приобрело довольно большое значение во время усобиц князей. С одной стороны сами князья в своих спорах искали поддержки у городского населения, а с другой и города имели возможность по своему желанию выбирать из нескольких князей того, который им более нравился; но вечевые сходки не имели, впрочем, определенного характера и определенных форм. Бывали случаи, что вече изгоняло князя и призывало другого: киевляне изгнали Изяслава Ярославича и посадили на престол Всеслава, – ростовцы и суздальцы призвали Андрея Боголюбского, изгнав его братьев. Если вече изгоняло одного князя и призывало другого, то никогда оно не восставало против княжеской власти вообще, а, напротив того, всегда выбирало князя из дома Рюрика. Иногда вече принимало князя на известных условиях, т. е. заключало с ним ряды или договор, скрепленный крестным целованием; так киевляне заключили условие с Ольговичами, требуя, чтоб они сами судили и освободили киевлян от разорявших их тиунов. Вече иногда решало вопросы о войне и мире, – так киевляне отказались идти с Изяславом Мстиславичем против Юрия Долгорукого. Вообще же князь в своих распоряжениях не нуждался непременно в утверждении веча, а сам управлял уделом, издавал с боярами судные уставы, судил, назначал подати народу, предводительствовал на войне и назначал из среды дружинников должностных лиц по городам. Вечевые сходки не были постоянными, не созывались в определенные сроки и отличались случайным характером, т. е. собирались в особенно важных случаях, иногда даже самим князем. Народ шумно выражал свое мнение и вопрос решался по большинству голосов (без счету). Иногда лучшие люди в городе призывались на княжеский двор для совещания с боярами под председательством самого князя, причем на это совещание иногда приглашалось и духовенство; в особенно же важных случаях приглашались на эти совещания дружинники и лучшие люди из пригородов.