Изучение истории Древнего Египта

Сто лет назад знание истории Древнего Египта сводилось к тому, что до нас донесли греческие писатели: некоторые имена и исторические анекдоты, часто скандального характера, о нескольких фараонах. Мы располагали также тем, что осталось от труда греческого историка Манефона, – списком древнеегипетских царей, объединенных в тридцать династий. И это все. Открытие Шампольона позволило ученым в период между 1822 г. и настоящим временем расцветить до некоторой степени белое пятно в рамке, которую предоставили потомкам античные историки. История Древнего Египта, таким образом, стала реальностью. Это не означает все же, что мы ее знаем так же, как, например, историю Рима или Греции. Древний Египет не имел историка, равного, например, Фукидиду, Тациту или даже Титу Ливию; по крайней мере, ничто не позволяет нам до настоящего времени подозревать о его существовании. Мы должны воссоздать историю Древнего Египта только по списку царей, который нам передали египтяне и по памятникам, которые существовали или были обнаружены во время раскопок. В самом благоприятном случае мы располагаем оставленными нам правителями рассказами об их собственных деяниях, но у нас никогда не было исторического повествования в строгом смысле этого слова.

В силу этих объективных причин воссозданная картина истории Древнего Египта получается довольно сухой: чаще всего это только имена и даты – вещи весьма ненадежные. Надо учесть, что даты по истории Древнего Египта подчас предположительны, а порядок наследования фараонов не бесспорен. Вполне вероятно, что среди неизвестных фараонов многие представляли весьма относительный интерес, подобно не имеющим особого значения для истории Франции королям Хлодвигу III или Франциску II, оставившим после себя лишь бесславные имена и даты правления.

Относительно Древнего Египта все гораздо серьезнее. Представьте себе, например, историю Франции, в которой ничего не было бы сказано ни о Столетней войне ни о религиозных войнах, ни о революции 1789 года – историю, которая была бы известна, и всего лишь в общих чертах, правлениями Святого Людовика, Филиппа Августа, Франциска I, затем правлениями Генриха IV, Людовика XIII, Людовика XIV, Людовика XV и, наконец, Империей Наполеона, но без единого документа, который пролил бы нам свет на промежуточные периоды. Представьте, какой была бы эта история, и у вас будет приблизительный аналог истории Древнего Египта, такой, какой мы сегодня ее знаем. Периоды, полностью или почти неизвестные, составляют в древнеегипетской истории около двух третей: из тридцати династий, пронумерованных Манефоном, только про одиннадцать можно сказать что-то более или менее определенное. А ведь за каждой из них наверняка стоят периоды важнейших преобразований или каких-то других событий, судьбоносных для страны и ее народа. То есть надо отчетливо понимать, что обратная перспектива, видная нам при прикосновении к истории Древнего Египта, может быть весьма искаженной, и скорее всего так оно и есть. В Египте, как и в других странах, периоды полного благоденствия случались весьма нерегулярно, а времена потрясений, анархии или застоя были, напротив, продолжительными. Естественно, все эти древнеегипетские периоды были как-то связаны между собой: один служил предшественником другого, а тот, в свою очередь, подготавливал почву для следующего, не говоря уже о таких обычных в истории явлениях, как различные злоупотребления власти, обрывающие тот или иной важный процесс.

Карта Древнего Египта

Карта Древнего Египта

 

Периодизация истории Древнего Египта

Со времен Манефона принято объединять почти 190 царей Древнего Египта, в тридцать династий. Но термин «династия» здесь следует понимать приблизительно: тот факт, что некоторое число царей принадлежит к одной и той же династии, не всегда означает их происхождение от одного и того же предка. Точно так же довольно часто трудно уловить связь, объединяющую какого-то древнеегипетского фараона с его преемником. Наконец, разные династии имеют неодинаковое историческое значение: некоторые, например VII, фиктивны, другие параллельны (XXIII, XXIV и XXV); одни насчитывают только несколько правителей (XXVIII только одного, XXIV – двух), другие – десяток (XVIII включает в себя четырнадцать). Практически невозможно разобраться в этом скоплении царей, тем более что их имена большей частью неизвестны. Но разбираться все-таки надо, и историю Древнего Египта разделили на четыре периода: Древнее царство, включающее III, IV, VI, VII и VIII династии; Среднее царство с XI и XII династиями; Новое царство с XVIII, XIX и XX династиями, и, наконец, Позднее царство III Переходного периода – с XXI династии и до греческого завоевания.

Переходные периоды в Древнем Египте – это периоды потрясений. Первый из них, отделяющий Древнее царство от Среднего, – это эпоха социальных революций и гражданских войн. Он продолжался с конца VIII и до середины XI династии и называется I Переходным периодом. II Переходный период разделяет Среднее и Новое царства. Это эпоха гражданских войн и иноземного вторжения. Его называют также Эпохой гиксосов, по названию завоевателей. I и II династии, образующие то, что называют Архаической, или Тинисской, эпохой (по названию столицы), стоят несколько в стороне и привязаны к периоду, называемому додинастическим, который предшествует историческому объединению Древнего Египта. Впрочем, подчас достаточно трудно различить между собой первые династии, так же как установить временные рамки додинастического периода, доисторического, собственно говоря. Они известны только по каким-то разрозненным предметам или по очень коротким надписям, названиям или именам. Наконец, на протяжении нескольких лет существует тенденция отделять Новое царство от Позднего царства III Переходного периода, включающего в себя XXI, XXII, XXIII, XXIV династии.

Ниже мы представим лишь наиболее значительные события истории Древнего Египта, причем в схематичном виде.

 

Доисторический период истории Древнего Египта

 

См. также статью о хронологии древнего Египта

 

Палеолит в Древнем Египте

 

Долгое время считалось, что история Древнего Египта не знала «каменного века», который нам открыла Европа. В действительности же в Египте был не только неолит, но и палеолит. К сожалению, нет доказательств какой-либо преемственности между жителями Древнего Египта в период палеолита и людьми энеолита. Поэтому будем исходить из объективных данных. Условия их жизни различались весьма сильно: климат в палеолите был другим, более влажным, вероятно, близким к современному экваториальному климату; Нил разливался тогда по всей долине (сейчас его разлив захватывает только ее половину), в которой селились люди. Именно на протяжении палеолита климат деградировал, а в период неолита он был уже достаточно близок к своему современному состоянию.

В Древнем Египте обнаружены классические стадии европейского палеолита. Там существуют дошельская, шельская и ашельская археологические культуры; леваллуа-мустьерская и мустьерская; атерская и себильенская, наконец, ориньякская, солютрейская и мадленская представлены в Египте капсийской культурой и ремесленным производством г. Хелуан.

И во все эти эпохи долина Нила была населена человеком. Сравнительно недавно была выдвинута даже такая гипотеза: «протоегиптяне», по-видимому, раньше остального средиземноморского мира стали выращивать в Верхнем Египте ячмень и пшеницу в конце палеолита (к 13 тыс. до н. э.). Но эта гипотеза сейчас отвергнута научным миром. Однако очень похоже, что ячмень, действительно, если не выращивали, то употребляли в пищу на западе долины в VII тысячелетии до н. э.

 

 

Неолит в Древнем Египте

 

Раскопки последних лет доказали существование в Египте чистого неолита. Шлифованный камень, керамика, зерновые и одомашнивание животных вошли в жизнь египтян задолго до использования кожи.

С наступлением неолита внешний вид Древнего Египта изменился во всех отношениях. Климат все больше и больше приближается к его современному состоянию, Нил становится менее полноводным, наконец, Египет окончательно заселяется людьми. Опустынивание соседних территорий ведет к сосредоточению населения на узкой полосе плодородной земли. Можно с полным основанием считать неолитические племена непосредственными предками «династических» египтян. Эти люди, несомненно, не принадлежали к одной расе; они происходили уже от смешения людей средиземноморского (кушиты-хамиты) и нeгpоидного типа, который сам происходил от рас недавнего палеолита. Земля, которую тогда населяли эти люди, в настоящее время скрыта под толщей нильской грязи, накопившейся за тысячелетия. Этот слой, в свою очередь, покрыла поднявшаяся вода, и раскопки в слоях неолита, способные пролить свет на этот период истории Древнего Египта, сделались практически невозможными.

К счастью, существует несколько исключений, и некоторое количество останков древних городов позволило нам узнать древнеегипетскую цивилизацию неолитического периода. Все эти города были сосредоточены на границе пустыни и оазиса. Самые «информационно насыщенные» места в них – это некрополи и кухни, в особенности кухни. Там находят фрагменты костей диких животных, кости и экскременты домашнего скота, доказывающие, что древним египтянам было известно животноводство. Но самые интересные находки – это, безусловно, зерна ячменя и пшеницы. Именно освоение территории земледельцами, по нашему мнению, свидетельствует о начале истории и цивилизации Древнего Египта. Мы увидим несколько позже, что роль первых «вождей» состояла в том, чтобы создать мелкие царства в Верхнем и Нижнем Египте вокруг исторически сложившихся центров – своеобразных прототипов городов, которые объединятся во второй половине IV тысячелетия до н. э.

Но в самой основе первобытных конфедераций стоит ном – сосредоточение земледельческих территорий вокруг небольшой метрополии. Первое групповое поселение в истории Древнего Египта создается крестьянином. Интересно заметить, что оно относится к неолиту, то есть примерно к VI тысячелетию до н. э. (точные даты получены с помощью метода «углерод-14», для культур Фаюма: 5550 г. до н. э., плюс-минус 250 лет и 5000 г. до н. э. плюс-минус 180 лет, и Эль-Омари: 4000 г. до н. э. плюс-минус 230 лет). Основным орудием производства этих первых египтян являлся только камень, кремни уже различались в зависимости от приемов их шлифовки, и так будет на протяжении последующих веков.

Мастерство древнеегипетских ремесленников с начала письменной истории может объясняться именно традицией, пришедшей от первых гранильщиков кремня, продолжателями которой они были, причем подходили к делу весьма творчески: создавали новые формы, применяли декоративные элементы оформления. Эти первые жители долины живут в маленьких хижинах, умеют, как мы уже сказали, выращивать домашних животных, коров, овец и коз. Собака в этот период истории Древнего Египта тоже уже одомашнена, возможно, она помогает в охране стада и охоте, которая наряду с рыболовством служит важнейшим источником продовольствия. Эти люди возделывают пшеницу и ячмень. При раскопках были обнаружены их орудия земледельческого труда – каменная мотыга и кремневый серп. Зерно древние египтяне этого времени сохраняли в глиняной силосной яме, и в эпоху неолита его уже умели превращать в муку: были найдены плоские точильные камни, служившие для помола. Интересно заметить, что эти серпы и жернова относятся к тому же типу орудий труда, которым пользовались в историческую эпоху. Наконец, с этого исторического периода древние египтяне уже умеют обрабатывать кожу, ткать циновки и полотно, шить, плести корзины. Появляются и гончарные изделия, правда, еще достаточно грубые, и гарпуны, браслеты, иглы из кости. Наконец, в Древнем Египте возникает культ умерших: их хоронят обычно рядом с деревней в овальных рвах, положив на бок с согнутыми до подбородка коленями, в так называемой позе эмбриона. Именно неолитическая цивилизация создает человеческий пейзаж долины Нила, основывая первые известные истории города и распахивая пахотные земли.

В истории Древнего Египта известны три группы неолитической цивилизации: две, расположенные на севере, у кромки Дельты, рядом с Фаюмом, и в Среднем Египте (основные города Меримде-Бени-Саламе, Фаюм (берег от 4 до 2 метров) и Эль-Омари), третья на юге, в Верхнем Египте (самый крупный город – Таса). Примечательно, что начиная с этой древней исторической эпохи существовали два различных очага цивилизации: один на Юге, другой на Севере. Этим, возможно, объясняется, почему у древних египтян так долго сохранялось деление страны на две части, хотя с географической точки зрения это был единый регион. Приморская часть Дельты с ее средиземноморским климатом, возможно, не была заселена в ту древнюю эпоху, и различие между Севером и Югом в силу этого было достаточно слабым. Это различие могло быть этнического или даже только исторического происхождения.

 

 

Энеолит в Древнем Египте

 

В Европе очень четко различают период неолита, когда орудием труда человека является только обработанный и отшлифованный камень, и энеолит, для которого характерно появление металла, прежде всего золота, затем меди и, наконец, бронзовый период. В Древнем Египте, как и на Востоке, грань между этими периодами довольно размыта, достаточно сказать, что во многих энеолитических городах металл вообще отсутствовал. То есть нет никаких оснований предполагать, что произошла некая революция или вторжение, вместе с которым появились металлы. В действительности переход от одной эпохи к другой в истории Древнего Египта был, скорее всего, мягким и плавным. Появление меди к тому же ничего не меняет в методах обработки кремня, который как до, так и после этого оставался основным орудием труда. Все выглядит так, как если бы изобретение металла распространялось мирным путем: энеолитическая цивилизация Древнего Египта продолжает достижения людей эпохи неолита. Египетский неолит вполне сравним со всемирным неолитом, а вот с наступлением энеолита Египет обретает явно выраженную самобытность. В высшей точке своего развития энеолит в Древнем Египте совпадает с появлением цивилизации.

Египтологи подразделяют энеолит на множество эпох; у различных авторов можно встретить различную периодизацию: бадарийская, амратийская, герзейская и маадийская культуры; или додинастическая древняя, средняя и современная; или, наконец, первая и вторая энеолитические цивилизации, иногда продолженные протоисторической. Последовательность бадарийской, амратийской и герзейской цивилизаций была установлена благодаря раскопкам в Хемамехе около Бадари. Итак, энеолитический период в Египте продолжает неолитический и, как и неолит, имеет два очага цивилизации, один на Севере, другой на Юге. По прошествии некоторого времени происходит фактическое слияние двух регионов страны – Севера и Юга, из которого в дальнейшем вырастет цивилизация фараонов. Мы будем рассматривать энеолит до и после слияния Севера и Юга.

До этого исторического момента энеолит известен только городами Верхнего Египта. Самый древний из этих городов был найден в Бадари.

Хижины там овальной формы и построены из легких материалов. Внутреннее убранство жилых домов включает в себя циновки, кожаные подушки, деревянные кровати. Некрополь в Бадари, как и другие некрополи эпохи неолита, расположен на некотором расстоянии от деревни. Могилы также имеют овальную форму, и покойники там лежат в эмбриональной позе, их окружают вазы, вероятно, содержавшие приношения. В этот период истории Древнего Египта появляются нововведения: фигурки обнаженных женщин из слоновой кости или серебра, плетеные каркасы, отделяющие тела умерших от земляной насыпи. Для бадарийского производства по-прежнему характерно преобладание изделий из кремня. Медь применяется ограниченно – в виде отдельных окованных элементов. Из тканей бадарийцы используют лен, но по-прежнему очень широко распространена кажа. Они умеют также обрабатывать дерево. Керамическое производство явно прогрессирует: формы сосудов становятся все более сложными и изящными. С начала энеолита появляется бирюзовая эмаль, применение которой, впрочем, пока ограниченно. Но в дальнейшем эмаль станет одной из характерных примет древнеегипетского искусства. Показательно, что в Бадари не находят ваз из поделочного камня, в то время как в Нижнем Египте они появились уже в неолите. Зато уже существуют сланцевые дощечки; мы увидим еще их эволюцию вплоть до исторической эпохи. Наконец, в Бадари найдены животные, завернутые в циновки или полотно, шакалы, быки, бараны, газели, и правомерно возникает вопрос, не существовал ли в этот период культ священных животных, который стал основой египетской религии в историческую эпоху?

Энеолитическая цивилизация Древнего Египта, которую можно наблюдать в Бадари, продолжается с минимальными изменениями в той, которую называют древней додинастической (амратийской). К концу V тысячелетия до н. э. в очаге культуры Юга, которую мы только что рассмотрели, произошел ряд изменений. Хижины становятся прямоугольными, могилы проходят ту же эволюцию, что доказывает, что они задуманы как жилища; это восприятие посмертного существования человека останется характерным для всей древнеегипетской истории. Совершенствуются приемы обработки меди, до этого времени мало употребляемой; появляются вазы из поделочного камня. Керамика, которая ранее была однотонной, раскрашивается, имитируя вазы из поделочного камня, покрывается по всей поверхности растительным орнаментом. Все эти изменения являются, безусловно, результатом слияния очагов цивилизации Юга и Севера. В действительности все новые элементы, которые появляются в Верхней долине, уже существовали в некотором виде в очагах неолитической цивилизации древнеегипетского Севера (в частности, в Меримде и Фаюме).

Археология Древнего Египта

Археологические находки додинастического периода истории Древнего Египта

 

Если бы у нас была возможность увидеть воочию какой-нибудь город Нижнего Египта, например Бадари, мы бы нашли там многие признаки обновления бытовой культуры. Дубины в форме груши, существовавшие в Меримде в период неолита, появились на Юге в V тысячелетии до н. э. и вытеснили диски. Вазы из поделочного камня, которых не было в Бадари, также были известны в эпоху неолита на Севере. Значит, есть основания предполагать, что приметы нового, появлявшиеся на Юге Древнего Египта; в действительности пришли с Севера. Что доказывает существование принципиально важного для истории Египта явления: цивилизации Севера и Юга перед слиянием были хотя и различными, но отнюдь не чуждыми друг другу. Очаг культуры закрытого Севера в значительной части, на кромке юга Дельты и в Фаюме, является африканским, так же как и очаг Юга. Его единственное географическое преимущество состояло в возможности обменов с Западом через перешеек Сиуа, а с Востоком – через Синай, и, возможно, именно с Востока в Древний Египет пришла медь.

Чтобы объяснить слияние Юга и Севера Древнего Египта, многие историки говорили о каком-то вторжении и даже опознали, как чужеродные, некоторые элементы в могилах Верхнего Египта, относящихся к историческому периоду, последовавшему после слияния. Но эти элементы, брахицефалы, вполне могли быть также средиземноморскими. Более того: для того чтобы быть чужеродными, они недостаточно многочисленны. Все это не означает, разумеется, что на Востоке или на Западе египтяне не имели контактов с ближневосточными племенами.

В додинастический (герзейский) поздний период истории Древнего Египта слияние очагов Севера и Юга заканчивается. Формируется новая цивилизация, значительно более прогрессивная по сравнению с той, которая существовала в Верхнем Египте в начале энеолита.

В строительстве появляется кирпич-сырец, хранилища для зерна делаются из обожженной глины, следовательно, они становятся более непроницаемыми для влаги. В древнеегипетских некрополях появляются не только рвы прямоугольной формы в подражании домам, их устройство свидетельствует о зарождении подлинной архитектуры: склепы возводятся с помощью каменной кладки, они венчаются крышей, и боковые камеры обустроены для того, чтобы служить хранилищем погребальной провизии. Умершего сначала помещают в каркас из плетеных прутьев, затем – из обожженной глины, наконец, хоронят в настоящем деревянном гробу. Похоже даже, что некрополи размещались главным образом на западном берегу Нила и что головы умерших были направлены на север, а лица повернуты на восток. В этот период истории Древнего Египта происходит, по крайней мере в материальном плане, процесс зарождения религии.

Совершенствуется производство, и обработка кремня достигает своего совершенства. Наконец, и это главное, изображение человека появляется в оформлении древнеегипетских глиняных ваз со светло-желтым фоном, в фигурках из слоновой кости или глины, на лепных рукоятках некоторых ножей, один раз даже на настоящей фреске. В свою очередь появляется скульптура (статуи человека и льва). Для Древнего Египта это великая эпоха ваз из твердого поделочного камня, превосходно вырезанных и отполированных. Развитие искусства проливает свет на социальную жизнь в период энеолита. Мы часто видим на украшенных памятниках, и особенно на дощечках из сланца, сооружения и фигурки людей, несущих своего рода жезлы, увенчанные символами каких-нибудь животных или предметов. Эти знаки снова обнаружатся в историческую эпоху как эмблемы номов. По-видимому, Древний Египет позднего энеолита уже был знаком с принципами организации социума. Наконец, частое присутствие сокола или бычьей головы на дощечках показывает, что религия уже сформировалась (культ Хатор для бычьей головы и Гора – для сокола). Таким образом, жители долины Нила в эту эпоху истории Древнего Египта уже владеют всеми элементами цивилизации, которая отныне будет развиваться гораздо более быстрыми темпами.

 

 

Вопрос об объединении Древнего Египта

 

Рассуждая о энеолитической цивилизации Древнего Египта, мы пользовались только археологическими источниками. Они позволяют воссоздать схему великих завоеваний доисторической нильской цивилизации: в период неолита – земледелие, скотоводство, ткачество, обработка камня; в энеолите – металл, навыки строительства, затем разделение труда, искусство и развитие религии. Мы попытались также использовать и другую группу источников, менее корректную с научной точки зрения, более трудную для интерпретации, но необходимую, на наш взгляд, для того, чтобы более живо представить себе историю смутных веков Древнего Египта. Мы подчеркнули древность и непрерывность древнеегипетской цивилизации. Поскольку она не прерывалась грубым вмешательством извне, она смогла сохранить память о самых древних эпохах. В историческую эпоху, вероятно, были заложены традиции, которые могли предшествовать объединению страны к 3100 г. до н. э.

Эти тексты, называемые обычно «Тексты пирамид», были написаны на стенах не великих пирамид в Гизе, как многие думают, а на внутренних стенах гораздо более скромных пирамид царей V и VI династий. Существует гипотеза, что эти документы могут отражать исторические события в начале энеолита в очаге культуры Севера, существование которого, однако, не подтверждается археологическими находками, но это, надеемся, только пока. В таком случае, Верхний Египет в этот период истории мог представлять собой царство Сет, в то время как Дельта могла включать в себя западное объединение номов, противостоящее восточному объединению. Осирис, царь Севера, мог объединить два этих региона; затем его преемник Гор напал на Сет и завоевал его. Объединенная монархия могла также быть установлена на территории всего Египта до 3100 г., но она просуществовала недолго и быстро была расколота на две: один царь, правивший в Верхнем Египте, сидел в Эль-Кабе, другой – в Нижнем Египте, в Буто. Немецкий египтолог Зете, автор этой гипотезы, считал, что солнечный календарь был введен в первый период объединения, к 4200 г. до н. э., и столица тогда, вероятнее всего, находилась в Гелиополе (около Каира).

Если эта гипотеза близка к истине, начальная история Древнего Египта выглядит следующим образом: от 5000 до приблизительно 3800 г. до н. э. (период неолита и начало энеолита) Египет, вероятно, был разделен на два очага культуры, один на Севере, другой – на Юге. К 3700 г. появляется металл; Север объединяется и в начале IV тысячелетия, вероятно, завоевывает Юг. К 3600 г. до н. э. объединенная монархическая власть, пришедшая с Севера, вероятно, управляла всем Древним Египтом, ее центр находился в Гелиополе. Эта монархия, вероятно, быстро пришла в упадок и раскололась на две. Южное царство со столицей Эль-Каб противостояло северному, столицей которого был Буто. К 3000 г. до н. э. древнеегипетским царям Юга удалось одержать победу над царями Севера, и Менес, царь Юга, возможно, восстановил единство страны.

Такая реконструкция событий истории Древнего Египта – от 5000 до 3000 гг. до н. э. – весьма привлекательна, но существует множество доводов, подчеркивающих слабость ее аргументации. Оппоненты предполагают, что объединение страны было скорее делом Юга, а гелиопольское царство, объединенное с доисторического периода, – это фантом, появившийся скорее в результате добросовестных заблуждений немецкого историка, нежели реальность. Тем не менее один факт в этой связи уже можно считать достоверным: незадолго до 3100 г. до н. э. были фараоны, совместно правившие Египтом. Эти правители, числом семь, составляли то, что сейчас называют «династия Зеро (нулевая)».

 

 

Конец додинастической эпохи

 

Пока не найдено следов существования знаменитого царя Менеса, считающегося основателем царства фараонов. Возможно даже, что под этим именем скрывается несколько правителей, зато мы располагаем документами о том периоде истории Древнего Египта, что непосредственно предшествовал объединению страны. В Иераконполе, который, похоже, был тогда столицей царей Юга, были обнаружены памятники, представляющие царя, названного Скорпионом. Этот древнеегипетский царь был весьма воинственным и сражался во имя объединения страны. Власть Скорпиона, видимо, распространялась до Мемфиса, но, вероятно, истинным объединителем страны был его преемник Нармер. Это царь изображен на дощечке, где он тоже сражается за египтян, но у него уже есть отличительные знаки царя Юга и Севера; следовательно, он выступает уже как хозяин всей страны. Скорпион и Нармер были последними фараонами «династии Зеро» («нулевой»).

Палетка Нармера

Палетка Нармера

 

Архаический период истории Древнего Египта (ок. 3150 – 2700 гг. до н. э.)

Об истории приблизительно пяти веков правления двух следующих династий – первой и второй, известно мало. Сама тогдашняя столица Древнего Египта, Тинис, вероятно, находилась около Абидоса, где были найдены могилы фараонов I династии. Большие скульптуры в Саккаре, которая, как считают многие ученые, была их владением, представляют собой изображения высоких сановников, состоявших с ними в родстве.

 

 

I династия Древнего Египта

 

включает семь-восемь царей (исходя из того, что Нармера считают ее основателем). Это: Нармер, Axa, Джер, Уаджи (Дже), Ден (Удиму), Аджиб, Семерхет, Ка. Это имена, так, как их передают памятники, однако они не совпадают ни с именами царских списков, составленных позднее, ни со списками Манефона, но это не самое главное в данном вопросе. В истории Древнего Египта I династия – это период быстрой эволюции, и можно только сожалеть о недостатке документов, мешающем нам анализировать эту эволюцию. В ту эпоху Египет создавался таким, каким он будет при Древнем царстве. Центр царства устанавливался в южной точке Дельты, на границе между Югом и Севером. Вероятно, при царе Axe был основан Мемфис, который станет столицей Древнего царства. В этот исторический период происходило также расширение Мемфиса, само по себе означающее, что страна находится в процессе развития.

Рождающийся Древний Египет тогда уже сталкивается с «историческими» врагами, нубийцами на Юге, с которыми Джер после Ахи успешно сражается, проникая вглубь нубийской территории. На вершине Джебел-Шейх-Сулейман (в 15 км к югу от Вади-Халфа) у 2-го порога был изваян барельеф, рассказывающий о его победе. Наконец, нубийские скульптуры, называемые «группой А», современные первым египетским династиям, свидетельствуют об определенном египетском влиянии, если даже не частичной колонизации. Похоже, так же успешно древнеегипетские фараоны сдерживают ливийцев на западе и азиатов на востоке, которых Семеркет, возможно, встретил в своей экспедиции на Синай. Наконец, Уаджи – царь Змей – отправил экспедицию в аравийскую пустыню к вершине Эдфу. Цари Древнего Египта ведут свои первые иноземные войны, не переставая следить за порядком внутри страны, поскольку не создается впечатления, что египетский Север всегда покорно принимал господство царей, по-видимому, уроженцев Юга.

 

 

II династия Древнего Египта

 

включает в себя семь древнеегипетских царей, согласно обнаруженным памятникам, и девять или десять, согласно царским спискам. Мы коснемся только тех царей, чьи имена найдены на памятниках, это: Хотепсехемуи, Неб-Ра, Нинетер (также называемый Нетериму), Унег, Сенедж, Перибсен, Хасехем, Хасехемуи. В истории Древнего Египта эти цари не отличаются по своим деяниям от предыдущих: продолжается борьба против нубийцев и умиротворение Севера. Значит, можно рассматривать историческую эволюцию Древнего Египта одновременно при двух первых династиях. Она отмечена развитием письма и организацией царства. Оба факта, вероятно, связаны между собой: развитие письма могло только способствовать расширению полномочий государства, и наоборот. Царство теперь достаточно сильно, чтобы отправлять военные экспедиции за пределы Египта. Египетская армия направляется в Синай искать драгоценные камни, они проникают вглубь Нубии и в Аравийскую пустыню. Постепенно формируется древнеегипетская монархия. Но хотелось бы знать, была ли она в ту эпоху истории Древнего Египта столь же абсолютистской, как и при Древнем царстве? Были ли еще независимы племена или деревни? Нам об этом ничего не известно, но выделяется один факт, который станет отличительной чертой древнеегипетской государственной власти вплоть до греческого завоевания: ее религиозный характер. Фараон – это бог на земле. Церемонии интронизации и религиозные праздники, также умножающиеся в эту эпоху, имеют двойное значение, они являются как административными, так и религиозными. Сакральное не отделяется от мирского, и чиновник может, как и сам царь, быть священнослужителем. По-видимому, в эту эпоху истории Древнего Египта формируется и бюрократия, но что касается царя, мы не можем сказать, в каких отношениях он состоял с нарождающимся классом чиновников. Однако древнеегипетский царь активно занимался строительством каналов. Один из главных чиновников приставлен следить за поддержанием каналов в порядке, и это одновременно – одна из прерогатив номарха, управляющего провинцией, которому подчинена вся местная администрация.

Две первые династии истории Древнего Египта представляют, таким образом, эпоху кристаллизации египетской цивилизации. Предыдущие периоды накопили необходимые для нее материальные составляющие: земледельческое освоение страны, формирование религии, языка и письма, овладение навыками добычи металла, гончарного ремесла, ткачества и т.д. Две первые древнеегипетские династии преобразуют эту потенциальную цивилизацию в политически единое царство. Возникает «политическая» проблема, которая ускользала от нас в доисторическую эпоху, вот почему мы сожалеем, что не были осведомлены о процессах организации страны. Археология и изучение религиозных легенд позволили в целом воссоздать принцип объединения страны, в процессе которого когда-то противоборствующие группы растворились в едином древнеегипетском царстве. Но ни археологические документы, ни легенды не просвещают нас относительно рождения «сословия» фараонов, которое представляется полностью сформировавшимся в последующую эпоху. Мы знаем, что с первых династий в истории Древнего Египта существует единственный царь и что страна разделена на провинции, во главе которых стоят наместники царя, но мы не знаем, как они достигали вершины своей карьеры. Определенные надежды в этом плане внушают раскопки, ведущиеся в районах Саккары и Хелуана, которые вышли на многочисленные могилы первых династий; и, особенно, повторное исследование городов Негада и Иераконполь на Юге. Возможно, эти раскопки однажды принесут новые сведения об организации древнеегипетской монархии, но быть может, по крайней мере судя по некоторым уже сделанным находкам, мы сможем благодаря им уточнить, как был организован Древний Египет в еще более отдаленном прошлом своей истории, в смутные века.

 

Статьи по дальнейшей истории Древнего Египта:

 

 

История Древнего царства

 

Первый переходный период

 

История Среднего царства