110. Экономическая зависимость геоморов от эвпатридов
Аттическая знать не только политически господствовала над народом, но и поработила его в экономическом отношении. В Аттике было очень много геоморов [крестьян], сидевших на небольших участках и ведших на них свое хозяйство. Так как население возрастало, то эти участки все более и более дробились, и скоро геоморам стало очень трудно жить, тем более, что благодаря ввозу хлеба из-за границы, земледелие в малоплодородной Аттике не могло быть очень прибыльным занятием. В случае, например, неурожая приходилось прибегать к займам у эвпатридов [аристократов],но те за выданные ссуды требовали уплаты больших процентов, которые выплатить иногда оказывалось потом невозможным. Обеспечением долга служил участок должника, и заимодавец ставил на нем камень с высеченным на нем закладным актом: в случае неуплаты участок переходил к заимодавцу, а если цена участка была ниже суммы долга, то сам должник и его семья отвечали своим телом и должны были отрабатывать недостающую сумму долга, т.е. попадали в кабалу. Вследствие этого часть сельского населения Аттики не только разорилась, но и потеряла свободу. В поместьях знати появились даже полузакрепощенные крестьяне, платившие со своих участков оброк в виде одной шестой части сбора (гектемории).
111. Попытка Килона
Недовольством народа на аристократическое правление задумал воспользоваться один честолюбивый эвпатрид, по имени Килон, живший в середине VII в. Он был женат на дочери мегарского тирана (Феагена) и действовал по примеру своего тестя и даже в силу полученного от него обещания военной помощи. Дельфийский оракул, как казалось Килону, тоже отнесся благоприятно к предприятию. В одну из годовщин своей победы на олимпийских играх Килон, по тогдашнему обычаю, в сопровождении родных и друзей обходил с венком на голове городские улицы и храмы, а в числе лиц, которые его окружали, были его приверженцы и воины мегарского тирана. Все предприятие заключалось в том, чтобы овладеть Акрополем. Действительно, это оказалось нетрудным, но архонты собрали народ и осадили крепость. Мучимые голодом, приверженцы Килона сдались, а сам он убежал. При сдаче им обещали пощаду, но едва они поднялись со ступеней алтаря Афины, как вероломно были перебиты. Это было оскорблением богини и осквернением главного святилища Афин. Народ страшился гнева богов, и их проклятие, как думал он, должно было особенно тяготеть над архонтом Мегаклом из знатного рода Алкмеонидов. И после этой неудачи у Килона в Афинах остались приверженцы, вступившие в борьбу с Алкмеонидами. Внутренние смуты присоединились ко всем прежним бедствиям. В это время народ потребовал издания писанных законов.