если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите статьи Афины при Перикле и Афинская демократия и Перикл

Перикл – афинский политик и полководец, замечательный высокими талантами, даром слова и образованием, сравнивался народом за свою величественную внешность с олимпийскими богами был поэтому прозван Олимпийцем. Перикл происходил от одной из знатнейших и богатейших афинских фамилий, но был поклонником демократических начал и стремился приобрести расположение народа демагогическими средствами. Ещё в самом начале своей общественной карьеры он, вместе с тогдашним вождём демократической партии Эфиальтом, провёл (ок. 462 до Р. Х.) реформу ареопага. Эта высшая афинская аристократическая коллегия, состоявшая из лиц, ранее занимавших главнейшие государственные должности, до реформы 462 г. обладала правом утверждать или отвергать постановления народных собраний. Перикл и Эфиальт отняли у ареопага это право и сохранили за ним лишь право быть высшим судом по тягчайшим преступлениям. Эта реформа вызвала в Афинах немалое сопротивление от консервативных слоёв, против неё выступал и великий драматург Эсхил. Эфиальт, как говорят, после этого преобразования был убит аристократами, и вождём народной партии стал вместо него ещё довольно молодой Перикл.

Перикл вскоре ещё более усилил роль демоса в афинской жизни, предложив постановление, по которому всякий гражданин Аттики, присутствующей в суде или в народном собрании и служащий в армии или во флоте, получал по три обола денег в сутки. Народные собрания стали после этого гораздо многолюднее. Судьями теперь могли быть не только богачи, но и получавшие за это плату бедняки, роль бедных слоёв возросла и в рядах войска. Раздачи денег нуждающейся толпе на театральные представления и на другие удовольствия, до такой степени расположили народ в пользу Перикла, что он мог в течение многих лет сряду управлять Афинами то в звании первого архонта, то в качестве главнокомандующего (стратега) с княжеским почетом, и своим высоким гением привести их к цветущему состоянию, к широкому развитию государственной жизни и к величайшему внешнему могуществу. При нем Афины стали «душой тела» Эллады, рассадником искусства и литературы, столицей греческой образованности. Возведением храмов (Парфенона, храма Деметры в Элевсине), великолепных зданий и колоннад (Пропилеи, Одеон) Перикл прославил Афины. Довершением портовых и водных сооружений в Пирее, и постройкой третьей средней стены между двумя Длинными (соединявшими город с пирейским портом и превращавшим Афины и их гавань в одну цельную неприступную крепость) он дал столице Аттики безопасность и оказал существенное содействие судоходству и морской торговле. Великолепными празднествами, зрелищами и процессиями Перикл возвысил блеск своего управления и услаждал жадную до зрелищ толпу, а попечением об искусствах и науке положил основание духовному развитию народа. Сильный умом и посвященный во все знания своего времени, Перикл собирал даровитых людей в свой гостеприимный дом, где привлекательно властвовала его подруга, образованная гетера Аспасия из Милета. Он предоставлял каждому афинянину средство и случай получить образование и отличия, и тем способствовал распространению любви к искусству, литературе и поэзии даже в низших классах народа.

Перикл

Перикл. Бюст из Ватиканских музеев

 

Все это, вместе с общим участием в публичной и политической жизни, подняло государство на такую высокую степень образованности и развитости, что почти все граждане, как равно способные, могли быть допущены ко всем должностям и государственным делам. Но в этом же таился и зародыш болезни, в последствии погубившей государство: чрезмерная склонность граждан к участию в государственной и судебной жизни столицы имела следствием небрежение земледелием и промышленностью.

В то же время Перикл доставил Афинам высшую степень внешнеполитического блеска. Афинские войска победоносно сражались с фиванцами и спартанцами, пока несчастная Коронейская битва (447 г. до Р. Х.) не положила предел их успехам. Однако затем морские силы Афин после девятимесячной осады принудили к покорности отложившийся Первого морского союза остров Самос (440 г.). Афинские корабли в эпоху Перикла продолжали властвовать на Эгейском море и облагали жителей расположенных на нём островов данью, что доставляло Афинам огромные суммы. Город был до того богат, что мог одеть в чистое золото статую Афины Паллады (в Парфеноне). Он стал всемирным городом, куда стекались произведения всех стран.

На всей деятельности Перикла лежит печать высокого духа, облагороженного талантом и образованием. Он был просветленным выражением, лучшей мыслью самодержавного демоса и потому единолично господствовал над изменчивой массой. Равно великий в делах мира и войны, он так же искусно владел оружием ума и убеждения в суде и народном собрании, как мечом в поле и на море, ибо в то время еще одинаково старались развивать все способности и силы, тогда еще господствовали единство и цельность жизни, распавшейся в последствии, по мере развития и усложнения образованности, на различные направления. Оттого век Перикла по богатой жизненной полноте справедливо славится, как прекраснейший и счастливейший период греческой истории, когда внутреннее величие соединялось с простотою нравов, образованность ума с силою и гражданскою доблестью. Бодрый, стремительный дух еще не давал развиться проявлявшейся по временам изнеженности.

В числе друзей Перикла называют великого художника Фидия, произведения которого украшали мраморный храм Афины (Парфенон с великолепным фронтоном, наполненным статуями, и фризом, украшенным барельефами). Фидий изваял колоссальную статую той же богини, покровительницы города, представив ее сражающейся, с поднятым щитом и занесенным копьем, на самом высоком месте крепости, так что огибавшим мыс Сунион был виден шлем её. Колоссальная сидячая статуя Зевса в Олимпии, тип всех статуй и бюстов этого царя богов, тоже была работой Фидия. Пропилеи на Акрополе представляли великолепное мраморное здание, в средине которого красовались высокие колоннадные ворота с пятью проходами, куда с улицы вела широкая мраморная лестница до самой крепости, Здание Одеон, в нижней части города, служило для состязаний в музыке.

Статуя Афины Девы в Парфеноне

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

 

Особенно полезно было приобретение Периклом Эвбеи, откуда Афины получали важнейшие жизненные припасы. Колония Ореос, основанная на северо-восточном мысу этого острова, в бывшей местности пеласгов-гистиейцев, была чрезвычайно важна в военном отношении. Для оживления торговых связей с Востоком, а также для привлечения беднейших граждан к переселению, в качестве земледельцев, были водворены клерухи (арендаторы казенных земель) на Херсонесе Фракийском, Наксосе, Андросе и в других местах. Средоточием фракийской торговли и горного промысла стала быстро развившаяся колония Амфиполь, а гаванью – город Эйон при устье Стримона.

Первый Афинский морской союз. Карта

Афинский морской союз в эпоху Перикла (ок. 431 до Р. Х.). Карта

 

Время Перикла было для Афин эпохой необыкновенного процветания. Триста кораблей снаряжались частными лицами, большие празднества тоже устраивались отчасти на их счет, и участия в этих расходах добивались как великой чести. Хорегия (великолепная постановка какой-нибудь театральной пьесы с хорами) и триерархия (постройка и снабжение матросами триер – судов с тремя рядами вёсел) были налогом в пользу государства и вместе с тем почестью для богатых. Отличившийся получал венок. Кто красивее и полнее других снарядил свои суда и имел лучших гребцов, кто платил им сверх жалованья от государства и т. д., того величали перед народом по имени и награждали венком; сведение о получении награды вырезалось на особой доске, на которой изображался и венок. Такие общественные пожертвования делались в эпоху Перикла сообразно с состоянием лица; не слишком богатые люди соединялись в товарищества (симмории), чтобы сообща вооружить триеру, поставить хор, усилить блеск религиозного праздника и т. п.

Но как на земле нет ничего совершенного, то и среди такого избытка сил развился дух лести к народу, и в самое время такого процветания, при котором нельзя было и думать об упадке, государство начало гибнуть под влиянием законов, предложенных демагогами только потому, что в данную минуту они были приятны народу. Уже начиная с времён Перикла государственное устройство стало Афин более и более терять свои определенные формы. Для получения платы в три обола, все стремились участвовать в народном собрании и в народных судах, которые оттого переполнялись бессмысленным, несведущим охлосом.